* Всего материалов на сайте:3,852

Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области

07.06.10

Описание исследования
Цели исследования

 

  1. Определение уровня удовлетворенности предприятий легкой промышленности работой
    с поставщиками и поиск альтернативных вариантов поставщиков, согласно запросу.
  2. Исследование состояния предприятий легкой промышленности в Тюменской области
    на данный момент, основных производственных проблем и имеющегося производственного
    потенциала.
  3. Исследование информированности тюменских потребителей о продукции производителей
    товаров легкой промышленности Тюменской области и отношения к ним.
  4. Исследование потребительских предпочтений (торговых организаций и конечного
    потребителя) в выборе товаров легкой промышленности.
  5. Оценка ожиданий потребителей и торговых организаций по освоению новых видов
    продукции производителями Тюменской области.
  6. Поиск потенциальных партнеров по сбыту продукции легкой промышленности предприятий
    Тюменской области в рамках имеющейся на данный момент номенклатуры товаров.
  7. Разработка предложений и рекомендаций по улучшению состояния отрасли в Тюменской
    области и по содействию в решении основных проблем производителей продукции
    легкой промышленности.
  8. Разработка рекомендаций и предложений по освоению новых изделий или продукции
    нового качества для предприятий легкой промышленности Тюменской области.

География

По исследованию производителей:


г. Тюмень;


г. Тобольск;


г. Ялуторовск;


г. Ишим;


г. Заводоуковск.

По исследованию поставщиков:


РФ;


страны СНГ.

По исследованию потенциальных заказчиков (оптовых и розничных торговых фирм):


г. Тюмень;


Тюменская область.

По исследованию потребителей:


г. Тюмень;


г. Ялуторовск;


г. Тобольск;


г. Заводоуковск.

 

Методология

·
В исследовании принимали участие 15 предприятий легкой промышленности
Тюменской области, 100 торговых оптовых и розничных организаций Тюменской области,
60 жителей г. Тюмени, 10 жителей г. Ялуторовска, 10 жителей г. Ишима, 10 жителей
г. Тобольска, 10 жителей г. Заводоуковска.

·
Информационные ресурсы: Госкомстат Тюменской области, электронная
база данных клиентов и партнеров ЗАО «ТюмБИТ»; результаты телефонного опроса,
результаты анкетного опроса, результаты собеседования с руководителями предприятий
легкой промышленности, информационные ресурсы и результаты исследований системы
межрегиональных маркетинговых центров.

·
Методы исследования: анкетирование, телефонное интервью, устное
интервью, презентационный маркетинг, почтовая рассылка.

Сроки сбора информации

Период с 28 октября по 15 декабря 2001 г.

 

Информация по отчету

Отчет состоит из шести частей.

Первая часть представляет общий анализ положения дел и тенденций развития
легкой промышленности России и Тюменской области по данным на основе статистической
и аналитической информации.

Вторая часть характеризует производителей продукции, их точку зрения
на ситуацию в отрасли и их положение в данных условиях рынка.

Третья часть характеризует оптовые организации и предприятия, действующие
на территории Тюменской области и их оценку деятельности исследуемых предприятий
легкой промышленности.

Четвертая часть характеризует непосредственных потребителей продукции
легкой промышленности: их предпочтения, оценку продукции различных категорий
производителей.

Пятая часть содержит краткий анализ удовлетворенности работы предприятий
с поставщиками и результаты поиска альтернативных поставщиков с учетом требований,
предъявленных производителями.

Шестая часть отчета посвящена комплексному анализу на основе вышеприведенных
разделов и выработке рекомендаций для улучшения ситуации отрасли легкой промышленности
в Тюменской области в целом и исследуемых предприятий в частности.


ЧАСТЬ I. ОБЩИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ
АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ И ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В 1990 г. в РСФСР
было произведено 8 миллиардов метров ткани, около миллиона тонн хлопчатобумажной
пряжи, переработано 1 миллион 200 тысяч тонн хлопка. Страна выпускала более
200 тысяч тонн синтетических материалов. Теперь объемы производства снизились
по разным видам изделий от 10 до 90 процентов. Соответственно используются и
производственные мощности. Причины этих явлений известны: предприятия были лишены
оборотных средств, а кредит для их пополнения оказался непомерно дорогим.

В целом ситуация по России такова.

Все предприятия легкой промышленности разбились на примерно
равные группы: около трети из них приспособились к новым условиям, изменили
ассортимент выпускаемой продукции, нашли свои ниши, как на внутреннем, так и
на зарубежных рынках. Еще 30 с небольшим процентов как-то сводят концы с концами.
Остальные же предприятия требуют реструктуризации.

В последнее время, однако, характерна тенденция небольшого
роста легкой промышленности на фоне стабилизации макроэкономической ситуации
и роста промышленного производства в целом. Рост промышленного производства
в России в I полугодии 2001 года составил 5.5% по отношению к I полугодию прошлого
года. Такие данные привел первый заместитель председателя Госкомстата РФ Александр
Суринов. По его словам, наибольший рост наблюдается в легкой и пищевой промышленности,
а также в машиностроении.

Ситуация по Тюменской области складывается следующим образом.

Исторически и географически сложилось так, что основа экономики
региона — нефтегазодобывающий комплекс. В связи с этим определяется и специфика
развития отрасли легкой промышленности. Большое значение занимает выпуск спец.
одежды и обуви для нефтяников и других производственных предприятий, так или
иначе связанных с нефтегазодобывающей отраслью. Некоторые предприятия легкой
промышленности изначально были созданы как дочерние крупных и средних предприятий
нефтегазовой отрасли. По этим причинам «выживаемость» их зачастую
зависит от потребностей и величины заказов промышленного сектора экономики Тюменской
области. Практически не исследуются возможности спроса потребительского сектора,
предприятия не развиваются в этом направлении. Хотя в последнее время можно
заметить, что появилось больше мобильных малых предприятий легкой промышленности,
в небольшой части удовлетворяющих потребительский спрос на швейные изделия в
Тюменской области.

Несмотря на то, что выручка продукции предприятий легкой
промышленности Тюменской области в денежном выражении росла (см. График 1),
однако это не является показателем того, что роль ее в экономике Тюменской области
увеличилась. В то время, как увеличивался удельный вес нефтедобывающей, топливной,
нефтеперерабатывающей отрасли, удельный вес отрасли предприятий легкой промышленности
уменьшался (см. График 2).

Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области

График 1.

График 2.

Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области

Прогноз макроэкономической ситуации по России в целом следующий:

В 2002 году продолжится действие факторов, ограничивающих достаточно быстрый
рост промышленного производства, и даже при некотором ослаблении их действия
индекс физического объема промышленной продукции в 2002 году относительно 2001
года не превысит 104,0 — 104,5%, т.е. сократится по сравнению с ожидаемым значением
индекса за текущий год, примерно на 1 процентный пункт

Номинальные денежные доходы населения возрастут за 2001 год примерно в 1,3
раза, а реальные располагаемые денежные доходы (при уровне инфляции 120,1-121,8%)
будут примерно на 4,5-4,7%) выше, чем в 2000 году.

В 2002 году с учетом решения проблемы погашения просроченной задолженности
по заработной плате возможно ожидать увеличения номинальных денежных доходов
населения на 23,5% по сравнению с предыдущим годом. При условии прироста индекса
потребительских цен в 2002 году не более чем на 16% реальные располагаемые денежные
доходы на 5% превысят уровень предыдущего года.

Общеэкономическая ситуация по Тюменской области.

Несмотря на снижение реальных располагаемых доходов населения в период 1998,
1999г., по данным статистики за 2000 г. и I полугодие
2001 г., они стали увеличиваться в 2000 г. на 15%, а в мае 2001 г. по сравнению
с соответствующим периодом прошлого — на 11,7%. Положительную динамику среднедушевых
доходов населения можно проследить на Графике 3.

Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области

График 3.

Также увеличились в целом расходы населения Тюменской области на покупку товаров
и услуг (График 4).

график 4.

Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области

Исходя из этого можно сделать вывод, что у отрасли есть все предпосылки для
развития и постепенного наращивания объемов производства при росте реальных
доходов населения, в том числе и в Тюменской области. Но так как на федеральном
уровне не ожидается решение основных проблем отрасли в области таможенного права,
налогообложения и кредитования, то большое значение в развитии отрасли в Тюменской
области может иметь частичное решение этих вопросов и других проблем отрасли
на региональном уровне.

Исходя из макроэкономического анализа на основе данных статистики,
информационных сайтов и периодической печати были выявлены основные проблемы
отрасли легкой промышленности в масштабах России и Тюменской области.

Основные проблемы отрасли легкой промышленности.

1. Долги. Общая величина долга составляет в старых ценах (до деноминации)
15 триллионов рублей. Частично здесь есть вина государства, которое не оплачивает
свои заказы. Это приводит к тому, что текстильщики не могут расплатиться с бюджетом;
в итоге задолженность увеличивается за счет пени и штрафов. Поэтому «чистый»
долг оценивается в 8 триллионов рублей. С таким багажом невозможно получить
кредиты даже под залог недвижимости.

2. Нелегальный импорт товаров. Сегодня практически не существует никакой
защиты нашего рынка, товар везут отовсюду. Особенно это касается Китая и Турции,
чьим «ширпотребом» забиты все рынки. Крупным поставщиком изделий легкой
промышленности стал Вьетнам. Очень много поступает в Россию неучтенного товара.
По данным Минэкономики, спрос на чулочно-носочные изделия в стране составляет
680 миллионов пар в год. Треть производим сами, импорт — две трети. Хотя отечественные
производственные мощности позволяют выпускать 1,5 миллиарда пар. Из 407 миллионов
импортируемых пар учтенных — только 180 миллионов. Получается, что размер нелегального
импорта сравним с собственным производством.

3. Низкая адаптация к изменившейся макроэкономической ситуации.

Макроэкономические
процессы, проходившие в экономике в целом, безусловно, затронули и легкую промышленность.
За сравнительно короткий промежуток времени необходимо было перейти от системы
всеобщего распределения на основе приоритетных политических решений к системе
рыночного ведения хозяйства, основанного на экономическом расчете. Иначе говоря,
надо было научиться принимать решения на основе собственных калькуляций как
на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В редких случаях административно
навязанные связи совпадали с рыночно диктуемыми. Для скорейшего преодоления
системного кризиса отрасли необходима была смена парадигмы действия, овладение
такими понятиями, как маркетинг, спрос, предложение, конъюнктура, причинно-следственными
факторами этих понятий.

4. Недостаток собственных оборотных средств, большой удельный
вес устаревшего технологического оборудования,

5. Высокий уровень налогообложения, высокие тарифы на топливно-энергетические
ресурсы и таможенные пошлины на импорт оборудования, сырья и материалов.

Наиболее распространенный
способ выживания предприятий легкой промышленности России и Тюменской области
на фоне таких социально-экономических условий — работа с давальческим сырьем.
Существует группа трейдеров — «давальцев», которые поставляют фабрикам
сырье. Это позволяет предприятиям оплачивать все расходы; произведенную продукцию
поставщики забирают для реализации. Главный порок такой системы в том, что не
выделяются деньги на инвестиции. По сути дела «давальческие» фирмы
паразитируют на когда-то созданном потенциале легкой и текстильной промышленности.
Хотя работу предприятий с давальческим сырьем нельзя однозначно назвать проблемой
легкой промышленности. В настоящей ситуации — это неизбежная необходимость для
многих предприятий.

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Приложения
  • Похожие новости: