Данное исследование было проведено в рамках проекта «Развитие инновационного регулирования и надзора за банковскими агентами в целях повышения доступности финансовых услуг», осуществляемого Минэкономразвития РФ совместно с Альянсом за Финансовую Доступность (Alliance for Financial Inclusion, AFI) в целях реализации положений Сеульского Консенсуса Для Целей Развития (Seoul Development Consensus), одобренного странами Группы Двадцати (G20) на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, и предусматривающего развитие инновационных финансовых инструментов. Партнером в реализации проекта выступает Российский Микрофинансовый Центр.
AFI является сетью, объединяющей финансовых регуляторов более чем из 60 стран мира, и членом Глобального Партнерства за Финансовую Доступность (Global Partnership for Financial Inclusion, GPFI) — структуры, созданной по инициативе Группы Двадцати для поддержки реформ в области финансовой доступности, проводимых странами — членами G20.
Политика по повышению доступности финансовых услуг проводится Правительством Российской Федерации (РФ) в рамках международных обязательств России, принятых 11-12 ноября 2010 г. на Сеульском саммите «Группы 20». С целью повышения устойчивости экономического развития, создания рабочих мест и снижения рисков «Группа 20» приняла т.н. «Сеульский консенсус», где были выделены приоритеты государственной политики по целому ряду направлений, включая расширение доступа к финансовым услугам. Обязательства России в этой части согласно «Сеульскому консенсусу» включают:
- разработку национального плана действий по расширению доступа к финансовым услугам;
- участие в Глобальном партнерстве для расширения доступа к финансовым услугам;
- создание гибкой системы финансирования для малых и средних предприятий.
Работа по трем перечисленным направлениям должна внести существенный вклад в улучшение доступа к финансовым услугам и расширение возможностей для домохозяйств, малых и средних предприятий.
Повышение доступности финансовых услуг должно создать серию положительных эффектов для российской экономики и общества в целом:
- повышение доступности розничных финансовых услуг в разрезе территорий и клиентских групп;
- развитие технологий финансирования, в том числе микрофинансирования малого бизнеса, стимулирование и упрощение начала предпринимательской деятельности для широких слоев населения;
- увеличения налогооблагаемой базы за счет уменьшения доли наличности в расчетах в пользу более контролируемых денежных потоков;
- повышение сберегательной активности населения, создание возможностей для накопления и инвестиций;
- снижение социальной изоляции малоимущих слоев общества, не располагающих социальными связями и материальными возможностями для улучшения своего положения;
- сокращение объема неформальных кредитных рынков (ростовщичества);
- переход от затратного метода борьбы с бедностью (субсидии и благотворительность) к программам по обеспечению доходов и доступа к финансированию для стимулирования самозанятости и улучшения материального положения наиболее уязвимых слоев населения;
- обучение и повышение финансовой грамотности населения.
Цель исследования
Получение сводной информации о доступности финансовых услуг, представляемых банковскими и платежными агентами, на основании данных, полученных от основных организаций, предоставляющих или являющихся посредниками при предоставлении финансовых услуг, а также от потребителей финансовых услуг.
Определение банковского платежного агента[1]
Кредитная организация вправе привлекать организацию, не являющуюся кредитной организацией, и индивидуального предпринимателя (далее — банковский платежный агент) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет (далее — прием платежей физических лиц), для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации при осуществлении операций с использованием платежных карт распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанных с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.
Банковский платежный агент для осуществления приема платежей физических лиц должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого банковский платежный агент вправе от своего имени или от имени кредитной организации и за счет кредитной организации осуществлять прием платежей физических лиц, обязан осуществлять последующие расчеты с кредитной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
Деятельность организации, не являющейся кредитной организацией, или индивидуального предпринимателя по приему платежей физических лиц без заключения договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, соответствующего требованиям настоящей статьи либо Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», запрещена.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Разработаны критерии доступности финансовых услуг населению, предоставляемых через агентов в Российской Федерации;
2. Произведены замеры уровня доступности финансовых услуг населению, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации;
3. Определен уровень доступности финансовых услуг населению, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации в зависимости от региона;
4. Определен уровень доступности разных видов финансовых услуг, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации в зависимости от вида предоставляемых услуг;
5. Определена средняя стоимость финансовых услуг, предоставляемых через банковских и платежных агентов в Российской Федерации;
6. Определен средний размер платежа за предоставляемые финансовые услуги через банковских и платежных агентов в Российской Федерации.
Исследование состояло из двух частей, в рамках первой части анализировались организации осуществляющие предоставление финансовых услуг, вторая часть охватывала потребителей финансовых услуг.
Первой частью исследования было охвачено 7 822 агентов во всех федеральных округах России. Общее количество пунктов обслуживания данных агентов составило 419 021 единиц. В исследовании принимали участия платежные системы и кредитные организации участники Ассоциации российских банков. Выборочная совокупность репрезентирует банковских платежных агентов: по организационно-правовой форме, региону присутствия, виду предоставляемых услуг, виду пункта обслуживания. В качестве основного метода исследования был использован опрос представителей банков и платежных систем, предоставляющих свои услуги через агентов, — с помощью стандартизованного инструментария, в ходе которого респондентам было предложено ответить на вопросы, оценивающие качественные и количественные данные по привлеченным агентам, а также данные по предоставляемым агентами услугам. Сбор данных производился за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 года по состоянию на 01.01.2011 года.
Также в процессе проведения исследования использовались такие методы, как:
- изучение вторичных данных (данные Федеральной службы государственной статистики, статистические данные Банка России);
- интервью с экспертами рабочей группы по совместному проекту Минэкономразвития России, Российского микрофинансового центра, Германского общества технического сотрудничества и Альянса за финансовую доступность «Развитие инновационного регулирования и надзора за банковскими агентами в целях повышения доступности финансовых услуг».
Основные выводы первой части исследования:
- Распределение банковских и платежных агентов по федеральным округам более равномерно (в Центральном федеральном округе зарегистрировано 28% всех агентов), а не настолько сконцентрировано в Центральном федеральном округе (ЦФО), как, например, среди кредитных организаций (56% в ЦФО), а значит — они формируют более равномерную доступность финансовых услуг. Распределение количества банковских и платежных агентов фактически совпадает с распределением численности населения по федеральным округам.
- Развитие инфраструктуры банковских платежных агентов — это естественный и экономически оправданный путь замещения нерентабельных банковских филиалов. Причем развитие сети банковских платежных агентов может выполняться, банками или при их участии, что не создает угрозы размыванию банковского функционала. Это — комплексное решение проблемы доступности финансовых услуг в регионах, что особенно актуально в малых городах и селах.
- Для обеспечения развития банковских платежных агентов с целью повышения доступности финансовых услуг для потребителей, необходимо расширение функционала предоставляемых им финансовых услуг до спектра, сравнимого с дополнительным офисом или филиалом банка. Наиболее важной, но в настоящий момент не оказываемой услугой является открытие счетов и вкладов физических лиц. Предоставление таких услуг требует делегирования процедуры идентификации клиентов при открытии банковского счета, возможно, с введением лимитов на подобные операции.
- Подавляющее большинство (более 97,5%) банковских и платежных агентов являются предприятиями малого и микро бизнеса.
- Низкий уровень дохода на одну точку обслуживания агентов (5037.24 рублей/ примерно 180 долларов США) позволяют им вести бизнес по предоставлению финансовых услуг с помощью рабочей силы (оператора), только как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги, иное).
- В большинстве случаев рентабельность предоставления финансовых услуг банковскими и платежными агентами позволяет вести этот бизнес в качестве основного источника прибыли при использовании устройств самообслуживания (платежных терминалов) (78%).
- Основным видом предоставления финансовых услуг банковскими и платежными агентами, как по количеству, так по денежному обороту и доходности, продолжает оставаться прием платежей за услуги связи в пользу мобильных операторов (95.27 % в количественном исчислении и 75,82 % в суммовом исчислении), т.е. самые маленькие по сумме платежи (средняя сумма платежа за услуги связи 94.11 рубля / примерно 3.4 доллара США). Большой потенциал роста имеют сегменты оплаты услуг ЖКХ, ввиду их массовости. А также погашения кредитов и распространения пластиковых карт через агентов. Расширение спектра платежей и повышение средней суммы необходимо для повышения рентабельности агентов.
- Через агентов погашают в основном небольшие потребительские кредиты (средняя сумма платежа 2571.38 рубль / примерно 92 доллара США). Одной из причин является отсутствие у потребителей финансовых услуг, предоставляемых агентами, крупных кредитов (что может свидетельствовать об их низком уровне дохода), либо предпочтение традиционных способов для погашения более крупных кредитов. Таким образом, вероятно, агенты оказывают финансовые услуги наименее финансово защищенным слоям населения, что важно учитывать с социальной точки зрения.
- Погашение кредита, по своей сути, операция, аналогичная пополнению банковского счета, так как перечисление денежных средств производится на банковский счет с которого потом производится погашение кредита. В случае расширения спектра услуг предоставляемых через агентов, можно предварительно ориентироваться на данную сумму, равную 2500-3000 рублей / примерно 90-110 долларов США, как среднюю сумму пополнения банковского депозита, производимого через банковских платежных агентов.
- Средняя сумма платежа (145.06 рублей / примерно 5.2 доллара США), проводимого банковскими и платежными агентами (за исключением погашения кредитов) остается низкой по целому ряду причин, как то: недостаточный уровень финансовой грамотности населения, недостаток доверия к новым способам оплаты, опасение высоких комиссий со стороны агентов, недостаточность информации со стороны поставщиков о способах оплаты и неприспособленность систем ряда поставщиков для учета переплаты, а также предпочтение клиентами традиционных способов оплаты.
- В действительности, средний размер комиссии (3.87%) за оказываемые банковскими и платежными агентами финансовые услуги сравним с комиссией банков (3%) (за исключением платежей за сотовую связь).
- Жалобы клиентов агентов, которые в основном относятся к ошибкам в заполнении платежных реквизитов и непонимании специфики предоставляемых им услуг, в том числе обусловлены низким уровнем финансовой грамотности клиентов данных организаций.
Процентное распределение числа кредитных организаций, агентов и населения по федеральным округам
Распределение сумм перечисленных агентами денежных средств по видам операций2
Средний размер комиссии, взимаемой агентами по разным видам платежей (в %)
Вторая часть исследование проводилась в формате личных формализованных интервью в квартире респондента. Объем выборки — 1600 чел. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое (старше 18 лет) население РФ: по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта, в котором проживает респондент.
Число субъектов РФ, в которых реализуется выборка — не менее 40, число населенных пунктов — не менее 150, погрешность выборки — 3,4%.
Дата проведения: 15-18 апреля 2011 г.
Основные выводы второй части исследования:
- Среди населения преобладает использование «традиционных» каналов осуществления платежей, таких как отделение банка и офисы Почты России.
- Следующим каналом осуществления платежей являются платежные терминалы, которые попадают в категорию «переходных» каналов платежей. Во всех типах населенных пунктов ими пользуются не менее трети населения. Под «переходными каналами» мы понимаем здесь платежи, осуществляемые уже вне офиса банка, но при условии непосредственного визита в точку внесения или получения наличных.
- Основные барьеры для пользования платежными терминалами — недоверие и незнание
- Дистанционно (без визита в офис банка и офис агента) осуществляются ограниченные виды платежей
- Активный пользователь Интернет = пользователь «инновационных» каналов» для получения финансовых услуг
- Низкий уровень финансовой грамотности, «консервативное» сознание людей
- Большинство россиян (69%) не ведут учет доходов и расходов семьи
- Только треть населения (30%) всегда сравнивают условия в различных компаниях перед приобретением финансовой услуги
- Подписывают договора только после внимательного прочтения 35% населения
- Распознают финансовую пирамиду четверть россиян (26%)
- В случае возникновения конфликта с финансовой организацией по поводу оказанных услуг, уверены в быстром и справедливом разрешении спора 12%, а 25% — «50 на 50».
В данном исследовании изучались аспекты доступности финансовых услуг, предоставляемых через банковских и платежных агентов, по количественным, качественным, географическим и ценовым показателям, а также с точки зрения видов используемых услуг. Далее приводится подробное описание использованных показателей.
Показатели |
I. Инфраструктура Общее число агентов Количество пунктов оказания финансовых услуг Организационно-правовые формы агентов |
II. Клиенты и услуги Число пользователей различными услугами: Средняя величина платежа Распределение величин платежей по видам |
III. Географический охват Количество агентов и пунктов обслуживания по регионам |
IV. Цена
Стоимость услуг агентов для клиентов Стоимость различных видов услуг для клиентов — по видам Стоимость услуг по регионам Данные об изменении стоимости услуг |
V. Качество услуг
Количество жалоб клиентов Количество не поступивших платежей Иные проблемы, связанные с оказанием услуг через агентов |
Следует отметить, что данные показатели являются первой попыткой целостного подхода к измерению доступности финансовых услуг через специфическую категорию поставщиков финансовых услуг — банковских и платежных агентов. В дальнейшем необходимо разработать национальную методику измерения финансовой доступности, на основании которой будет проводиться мониторинг текущего состояния и оценка прогресса в области повышения доступности финансовых услуг.
Система показателей должна соответствовать «Основополагающим принципам официальной статистики», принятым ООН (Fundamental Principles of Official Statistics) и отвечать международным требованиям в части целостности, доступности, надежности, своевременности и сравнимости. Отечественная система показателей доступности финансовых услуг должна быть также гармонизирована с набором индикаторов международных организаций. В то же время она должна обладать самостоятельностью и целостностью, чтобы обеспечить полноценное принятие решений в области экономической политики. Необходимо обеспечить мониторинг по нескольким направлениям: доступность в разрезе финансовых продуктов, территориальная и инфраструктурная доступность, а также агрегированные показатели доступности, обеспечивающие международное сопоставление. В то же время система мониторинга должна включать в себя индикаторы финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
С целью гармонизации показателей необходимо опираться на методические рекомендации и консультационную помощь международных институтов, призванных содействовать повышению доступности финансовых услуг. К ним относятся Альянс за расширение доступности финансовых услуг (Alliance for Financial Inclusion, AFI), Консультативная группа помощи малообеспеченным (Consultative Group to Assist the Poor, CGAP) и Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC). Вместе с «Группой 20» перечисленные институты развития образуют «Глобальное партнерство для расширения доступа к финансовым услугам» (Global Partnership for Financial Inclusion, GPFI). Таким образом, данные показатели в будущем будут совершенствоваться по мере издания соответствующих рекомендаций указанных международных структур.
1 Федеральный закон N 121-ФЗ от 03.06.2009, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года, Одобрен Советом Федерации 7 мая 2009 года
2 Рассчитано по совокупности агентов, предоставивших полные данные в разрезе видов операций