Широкомасштабная промоакция, развернутая в 2002 году компанией Pepsi, привлекла внимание десятков тысяч людей по всей России. Еще бы — на кон были выставлены несколько автомобилей «Мицубиси-Харизма» стоимостью $14 000 каждый. Чтобы получить шанс назвать одну из машин своей, требовалось всего лишь купить соответствующий напиток, взять у промоутеров купон и заполнить его. После этого открывался доступ к прозрачным емкостям, установленным в людных местах крупнейших городов России. В многочисленных отсеках этих емкостей разместилось множество ключей. Достань любой и попробуй им открыть машину. Откроешь — роскошная «японка» твоя.
Азарт народа нагнетался с каждым днем. Бутылочки и баночки Pepsi пользовались заслуженной популярностью, промоутерам еле успевали подвозить новые партии купонов. Успех акции был бесспорен: число желающих попытать судьбу превосходило даже самые смелые ожидания устроителей. Но открыть «Мицубиси» никому не удавалось. И вдруг некий молодой человек все-таки сделал это на глазах изумленной публики. Туш? Поздравления? Ничего подобного: фирма отказалась признать парня счастливым владельцем нового авто. Причина — он открыл не салон машины, а ее багажник. Победитель оказался тоже не лыком шит и настаивал на своем: машина-то открыта, а прочие детали в условиях розыгрыша не оговаривались. Несколько дней длилось противостояние компании и потенциального автовладельца, в процессе которого выяснилось, что молодой человек работает в сервисном центре «Мицубиси». Но когда в СМИ прозвучали первые намеки на нечистоплотность компании, которую будто бы не устроил результат розыгрыша, Pepsi приняло решение отдать парню машину. Стоимость «Мицубиси» была значительно меньшей потерей, чем устоявшаяся десятилетиями репутация серьезной и богатой компании.
Ничего не скажешь, ситуация неприятная. Можно ли было как-то ее предусмотреть, предпринять некоторые меры безопасности? Видимо, да. Поэтому, если вы планируете промоакцию и намерены доказать потребителю чистоту своих намерений и кристальную честность, внимательно читайте наш материал.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ
Для начала несколько «запатентованных» способов, с помощью которых ловкие менеджеры/агенты/промоутеры обманывают доверчивого потребителя. При этом вы, руководитель компании, сколько угодно можете бить себя кулаком в грудь, доказывая, что в вашей акции все чисто и законно. Свои темные делишки заинтересованные люди проведут за вашей спиной. А уж вы потом как хотите доказывайте свою честность и чистоту помыслов.
Итак, способ 1. Если розыгрыш призов происходит через лототрон, люди, заряжающие устройство, могут расположить выигрышные билеты в особом месте. «Свой» человек получает инструкцию, где искать, в результате чего и срывает куш. Всем остальным достаются в лучшем случае майки, зажигалки и блокноты с фирменной символикой. Некоторые особо дерзкие аферисты предпочитают бить наверняка: выигрышный купон прикрепляется какой-нибудь жвачкой к «потолку» или определенной стенке лототрона. Элементарно, Ватсон!
Способ 2. Если лототрон прозрачный и купоны видны, действенным средством оказывается легкое видоизменение формы нужного купона. Ну, примерно так, как это делают карточные шулеры. Чуть перегнуть купон, слегка загнуть уголок, сделать малоразличимую «невооруженным» глазом пометку… И дело в шляпе!
Способ 3. Простой, как все гениальное. Если вместо купонов используются шары или фишки, за два-три часа до ответственного момента выигрышный шар помещается в… морозилку. На вид этот «доведенный до кондиции» шар неотличим от других. Но знающий человек легко найдет его хоть с завязанными глазами.
Способ 4. В лототрон сбрасывается большее количество купонов с именем одного и того же человека. Например, реальные участники акции, истинные потребители заполнили 150 купонов (по одному-два на брата), а некто Иван Иванович Иванов (скажем, знакомый промоутера) — целых 100. Естественно, при розыгрыше сильно возрастает шанс достать купон с именем Иванова.
Это только несколько маневров, с помощью которых легко подтасовать результаты розыгрыша в нужную сторону. На самом деле этих нечистоплотных способов гораздо больше. И далеко не все из них известны. Фантазия аферистов практически безгранична, и арсенал их бесчестных приемчиков пополняется день ото дня.
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ВАШЕЙ РЕПУТАЦИИ
BTL-специалисты отмечают: за последние два-три года популярность конкурсов и розыгрышей неуклонно снижается. Нынешний потребитель уже не так прост, как пару лет назад, и не станет давиться шоколадными батончиками или нежным мягким маслом, чтобы вожделенный приз все равно достался чужому дяде.
Так можно ли «реанимировать» этот старый, добрый, безотказно работающий жанр BTL? Можно ли заставить потребителя с доверием относиться к конкурсам и розыгрышам, проводимым вашей компанией? Все это вполне реально. Хотя, не скроем, требует дополнительных затрат как финансов, так рабочего времени и энергии.
Шаг 1. Перед проведением лотереи обязательно пересчитайте количество заполненных купонов. Очень желательно составить и поименный список всех участников. Так вам станет легче отследить факт вброса «левых», не оправданных реальной покупкой участников.
Шаг 2. Проведите розыгрыш в присутствии представителей разных сторон. Пусть обязательно придут представители BTL-агентства, чьими услугами вы пользуетесь. Пригласите представителей СМИ — людей, в народном сознании отождествляемых с общественным мнением. В присутствии вездесущего журналиста или репортера рейтинговой телекомпании только очень дерзкий аферист решится провернуть свою махинацию. Но учтите, приглашая папарацци или репортера скандальной газеты, устроители акции рискуют получить негативную статью, поскольку главная задача этих приглашенных — не хвалить, а очернять, отыскивая любой повод. Поэтому к отбору гостей-наблюдателей следует относиться осторожно, лучше воспользоваться услугами журналистов изданий с безупречной репутацией.
Шаг 3. Весь ход розыгрыша должен быть зафиксирован на видеокамеру. В случае возникновения спорных моментов всегда можно будет повернуть время вспять и внимательно проследить особенности поведения «подозреваемого» перед лототроном. Долго ли он искал фишку? Переглядывался ли с кем? И т. д.
Шаг 4. Отличное решение — привлечь к розыгрышу детей. Причем не дежурную «девочку с бантиком», а ребенка из толпы — «зрителя-аборигена». А в доказательство случайности вызвать несколько детишек и устроить среди них конкурс. Проигравшим — небольшие призы от фирмы. (Кстати, журналисты любят фотографировать детей. Даже с фирменными призами. Чем не повод лишний раз прорекламироваться. А победитель становится Вершителем судеб призов, и мало кто уже может усомниться в его «коррумпированности», ведь перед этим народ убедился лично: ребенок — не засланный казачок, а победитель в честной борьбе, достойный тянуть счастливый билетик (шарик, кубик, номерок…). Итак, фишка, вытащенная рукой ребенка, почти всегда свидетельствует о законности розыгрыша. Аферисты стараются не вмешивать в свои дела детей — это крайне ненадежные компаньоны.
Шаг 5. По логике должен предшествовать шагу 1. С особенной тщательностью подходите к подбору промоутеров. Практика показывает, что нечистые на руку «продвиженцы» частенько входят в сговор с кем-то из своих знакомых, выдавая им купоны, не оправданные реальной покупкой. Может быть и хуже, если на купонах есть так называемая скретч-полоса, которую нужно стирать для определения выигрыша. Дело в том, что при ненадлежащем уровне полиграфии за скретч-полосу вполне реально «сунуть нос» и подсмотреть, где «спрятан» лакомый кусочек. Обычно на 100 билетов приходится один с действительно крупным выигрышем. А теперь представьте, что вороватый промоутер вместо того, чтобы продвигать ваш товар, внимательно изучает купоны на просвет, вертит, отыскивая «слабое звено»… Поэтому очень важно со всей серьезностью подходить к отбору промоутеров, не лениться проверять резюме претендентов, заранее отсекать подозрительных личностей. На высоком уровне должен быть налажен и контроль за работой промоутеров. Супервайзер должен тщательно отслеживать контакты промоутеров, их поведение, занятость и все подозрительные моменты брать себе на заметку.
А чтобы информация под скретч-полосой была недоступна, заказывайте полиграфию только у зарекомендовавших себя фирм. И проверяйте, проверяйте, проверяйте! Войдите в роль алчного супостата. Посмотрите билет на свет, испытайте скретч-полосу на прочность и прозрачность… В случае ненадлежащего исполнения заказа не жалейте средств на повторную печать более качественных экземпляров. Поверьте, дешевле вложить деньги в действительно защищенные купоны, чем потом через СМИ и юристов отбиваться от притязаний какого-нибудь «кровно обиженного» потребителя.
И еще один момент, который неплохо иметь в виду, затевая промоакцию с розыгрышем призов. Никогда не называйте цену подарка, называйте сам подарок. Не сотовый телефон за 200 долларов, а сотовый телефон такой-то марки и такой-то модели. Не видеокамера за 500 долларов, а видеокамера такая-то. Дело в том, что к моменту завершения акции часто бывает, что цена на данный товар возрастает или, наоборот, падает…
Примите во внимание и разницу цен во многих регионах России. В итоге — недовольство оскорбленного в лучших чувствах клиента и вытекающие из этого неприятности для вашей компании. Вам это надо?
10.06.2008