Лживая реклама может быть недостоверной, недобросовестной или заведомо ложной. Существует еще и так называемая скрытая реклама.
Самая неприятная для потребителя — реклама заведомо ложная. Такая реклама вводит потребителя в заблуждение ПРЕДНАМЕРЕННО. Последствия для рекламодателя также могут быть печальны: с 1997 года за распространение такой рекламы установлена уголовная ответственность.
Недобросовестная (или некорректная) реклама — та реклама, которая ущемляет интересы и права как отдельных людей, так и различных фирм. Методами такой рекламы становятся дискредитация конкурентов, высказывания, порочащие граждан, не пользующихся данным товаром или услугой. К примеру, когда-то именно, как пример некорректной рекламы, был снят с проката ролик, рекламирующий лосьон «Клирасил». Было признано, что эта реклама «паразитирует» на подростковых комплексах.
Пересекается с недобросовестной реклама неэтичная — та реклама, которая противоречит моральным нормам и нравственным устоям общества, оскорбляет чьи-либо философские, политические, религиозные и другие убеждения. К неэтичной рекламе, согласно закону, относится также и реклама, некорректная по отношению к объектам искусства, государственным и религиозным символам, национальной валюте.
Наконец, скрытая реклама — та реклама, которая потребителем как таковая не осознается. Рекламный посыл может реализоваться в журналистской статье (так называемая джинса), в двойной звукозаписи, небольшой вставке в видеоматериал. Наиболее часто скрытая реклама фигурирует в прессе, когда не всегда возможно доказать, что стало причиной написания статьи — положительное впечатление от фирмы или товара или рекламный заказ. Скрытая реклама так же, как и все виды лживой рекламы, запрещена законом.
В борьбе с лживой рекламой, помимо предусмотренной законодательством системы наказаний, активно используется контрреклама. Контрреклама — сообщение о том, что в той или иной рекламе даны неверные сведения, иными словами, опровержение. Как правило, контрреклама используется по принципу «в том же месте в тот же час» — передается через то же средство распространения, по которому «прошла» лживая реклама, с такой же частотой и продолжительностью.
Кроме всех перечисленных случаев лживой рекламы, есть еще и реклама, вводящая в заблуждение. Очень трудно разграничить введение в заблуждение и обычные хвалебные речи в адрес рекламируемого товара или услуги. Однако впоследствии потребитель почувствует разницу на себе. К примеру, невинный с виду рекламный слоган «Наш препарат возвращает молодость» может быть признан вводящим в заблуждение.
Подобная реклама неправильной интерпретацией, неосторожным обращением со словом способна не только запутать клиента, но и нанести ему вред, в том случае, если ожидания потребителя не оправдаются.
31.10.2008