Зачастую в качестве исследования используют методы прямого наблюдения (например, в магазинах) или методы эксперимента, когда тот или иной продукт просят протестировать и высказать свое мнение. Такие методы довольно субъективны, достаточно дороги и очень сильно зависят от профессионализма наблюдателей, так как очень велик фактор человеческой ошибки.
Наиболее информативным является метод личного контакта с потребителем. По количеству собираемой информации и гибкости проведения беседы это лучший способ. В то же время – он и самый дорогой, да воздействие интервьюера очень велико.
В случае, когда необходимо снизить такое воздействие, нужно обратить внимание на «удаленные» исследования, такие как почта, телефон, Internet. Почта в последнее время сильно потеряла свои позиции, т.к. не дает нужной гибкости и скорости. Ее успешно заменяет Internet.
Интернет–опросы набирают все большую популярность. Организуется это следующим образом. Рекламная компания регистрирует у себя огромное количество желающих и, в зависимости от заявки той или иной компании, направляет опросные листы по указанному электронному адресу. Основное преимущество состоит в автоматическом отсеве нерепрезентативной группы, то есть тех участников, чей профиль не подходит заявленному. Другим преимуществом метода Интернет–опросов является возможность проводить исследования среди групп людей, которых в обычной жизни не так-то просто опросить, например, руководителей. В дополнении, вы можете провести такой опрос единовременно на всей территории не только страны, но и мира, что дает огромные преимущества перед всеми остальными способами. Кроме того, обработка результатов уже представленных в электронном виде экономит колоссальные ресурсы и обеспечивает наивысшую скорость.
Для любого исследования вам необходимо сначала определить цель. Это может быть определение известности вашей компании, услуги или товара, ее позиция по сравнению с конкурентами. Наибольшее значение придают исследованиям, проводимым при разработке нового товара или услуги, особенно если ее потребительские свойства выходят за рамки привычных. Производителю всегда хочется знать, какова будет реакция и спрос, и будет ли эта идея прибыльной.
В настоящее время компания-заказчик может провести маркетинговые исследования либо собственными силами, при условии наличия развитого отдела маркетинга, либо обратиться за помощью в специализированную компанию по проведению исследований. Безусловно, и в первом и во втором случае есть как свои плюсы, так и свои минусы. И вполне может оказаться, что ваш отдел гораздо квалифицированнее справится с задачей, ведь он четко понимает свою цель, а рекламных компаний – непрофессионалов довольно много. И есть риск, потрать гораздо больше, чем получить на выходе. Однако стремительное развитие конкуренции в этой молодой области убеждает, что проведение больших и серьезных опросов лучше передавать на аутсорсинг (то есть внешней компании), тем более что зачастую на стороннюю компанию воздействовать гораздо проще, чем на своих подчиненных.
16.07.2008