Википедия с маркетингом разобралась попросту, дав короткое, но довольно точное определение. Маркетинг (от английского marketing) — управление созданием товаров (услуг) и условиями их реализации. Хотя в миру существуют и другие определения, которые ничем не хуже. Вот некоторые из них:
Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю.
Маркетинг — система изучения и регулирования рыночных процессов, управление сбытом компании.
Маркетинг — это упорядоченный и целенаправленный процесс осознания компанией проблем потребителей и удовлетворение их потребностей.
Если даже не сильно присматриваться, невооружённым глазом видно, что это все о том же. Очень подкупает своей строгой прямотой и краткостью следующее определение: Маркетинг — управление удовлетворением спроса путем торговли.
Во как, простенько и со вкусом, попробуйте придумать определении короче и точнее по смыслу. Не правда ли, нелегкая задача. Так что, лучше согласимся с этим определением и посмотрим, каким таким образом удовлетворяют наш спрос, какие методы используют и что из этого получается. Производителю прежде, чем начать производить товар, а продавцу его реализовывать, обоим нелишне присмотреться к рынку товаров и услуг, на предмет определения — будет ли иметь платежеспособный спрос их товар или, иначе говоря – провести маркетинговые исследования. Кстати, поговорку: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз»- вполне можно рассматривать, как краткое изложение результатов маркетингового исследования по теме «Рентабельность реализации импортного крупнорогатого скота». И еще, если вы полагаете, что маркетинг, это что-то очень далекое от вас, то вы, скорее всего, ошибаетесь. Хотя обычно считается, что маркетинг удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки, сами того не замечая, осуществляют вполне реальный локальный маркетинг, когда занимаются поиском нужных им товаров. Несомненно, вам самим доводилось, придя на колхозный рынок, побродить между рядов с разложенными товарами, подбирая товар, подходящий по цене и качеству, так вот, возможно, вы будете долго смеяться, но тем самым было осуществлено маркетинговое исследование данного рынка, хотя, скорее всего, и не в полном объеме.
Так вот, маркетинговые исследования — это экономически целесообразный способ определения баланса между спросом и предложением. Во времена советские случались парадоксальные ситуации, когда, цех по производству гаек мог соревноваться с цехом по производству винтов и добиваться перевыполнения плана. При этом никого особо не волновало, нужны ли на рынке эти товары порознь или, все-таки количество одного и другого должно находиться в некоем соответствии друг другу. Заметьте, это при плановой экономике. Рыночная экономика таких безобразий не прощает, поэтому и проводятся маркетинговые исследования на предмет выяснения степени востребованности товара. Правда, здесь можно отметить, что с помощью рекламы иногда удается создать спрос там, где его раньше не было и на такой товар, о котором раньше не слышали. Это отнюдь не умаляет значения маркетинговых исследований, а только указывает, что исследоваться должен не только реальный уже существующий спрос, но и спрос потенциальный. Здесь в основном важны два момента: кредитоспособность населения или сольвентность (платёжеспособность) и возможность активации потребительского спроса в новой рыночной нише. К, примеру, легко ли реализовать партию ботинок в краю, где население традиционно ходит босиком? Возможно и такое. У Джека Лондона, кажется, в сборнике «Сказки южных морей» один из героев помогает даме реализовать партию обуви босоногим аборигенам довольно оригинальным способом. На соседних островах он организует сбор колючек, которые завозятся и рассыпаются по всему побережью и уже к вечеру, поисков себе ноги, местные жители раскупают всю обувь. Здесь мы наблюдаем сразу два маркетинговых аспекта. Неверный вывод из маркетингового исследования, основанный на посыле «люди босые – значит, им нужна обувь». И оригинальное решение (хотя и жульническое до человеконенавистничества) по повышению спроса на залежавшийся товар.
Точная информация дает возможность свести к минимуму предпринимательские риски и этим обеспечить успех и процветание вашего предприятия. Так что фраза: «Владеющий информацией — владеет миром!»- родилась не на пустом месте. Маркетинговые изыскания состоят из комплекса связанных между собой мероприятий: сбор информации, обработка данных и принятие управленческих решений на основе проведенного анализа. Поскольку исследования стоят порой немалых денег и оплачивает их заказчик, иногда заинтересованный в определенном результате, то в результатах иной раз ощущается определенная ангажированность. Но это касается тех исследовании, результатами которых намериваются поделиться с общественностью. Для внутреннего употребления жизненно важны точные, не подтасованные данные.
Часто понятие маркетинг приравнивают к сбыту и его стимулированию. Это в принципе не верно, сбыт является лишь одной из функций маркетинга, хотя и довольно существенной. При правильно проведенном маркетинговом исследовании выявляются такие аспекты, как спрос, выбор товаров для предложения их на рынке и установка цен, определение системы поставок, способ активного стимулирования через рекламу. Отметим также, что постоянный спутник нашей сегодняшней жизни — реклама, это также один из инструментов маркетинга, через который осуществляется информирование потенциальных покупателей о наличии и потребительских свойствах товара в целях поднять спрос на предлагаемый товар. Все это снимает многие проблемы в будущем, обеспечивая бесперебойность в плане наполнения рынка товаром и его реализации.
Но мир не стоит на месте, и любой товар нуждается в поддержании своей актуальности через рекламу и любой, самый лучший товар, когда-нибудь устаревает, а ему на смену приходит новый. Потребуется новый полный цикл маркетинговых услуг, и все вернется на круги своя на новом витке экономического развития.
28.09.2008