* Всего материалов на сайте:3,128

Анкета

26.05.11

Анкета (от франц. enquete — «список вопросов») — это опросный лист в форме заранее подготовленного бланка, содержащего определенный перечень вопросов и поля для ответов.

Типовая структура анкеты

Введение — убеждение респондента принять участие в опросе; должно содержать цель исследования (определенная польза), кто проводит опрос, сколько потребуется времени для ответа.

Социально-демографический блок — располагается обычно в конце анкеты; в зависимости от цели исследования могут быть указаны пол, возраст, доход, род занятий, семейное положение и т.д. Имя респондента спрашивается только в том случае, если руководителем проекта предусмотрена проверка интервьюеров, например, по телефону. Однако маркетинговый опрос всегда должен оставаться конфиденциальным, т.е. имена опрошенных в отчетах не разглашаются.

Начало анкеты — «разминка»: несложные вопросы, которые должны заинтересовать респондента.

Середина анкеты — основные вопросы, самые сложные, требующие умственных усилий и использования различных шкал.

Конец анкеты — простые закрытые вопросы; в конце необходимо поблагодарить респондента за участие в исследовании.

При разработке структуры анкеты важно учитывать эффект воронки.

Одна из наиболее важных элементов анкетирования — инструкция для респондента. Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые респондент должен выполнить. В частности, она должна содержать информацию о способе и сроках передачи заполненной анкеты (при заочном анкетировании), существенные условия (например, лимит времени на заполнение анкеты) и правила ответа на вопросы (если есть), объяснять структуру анкеты, а также использующиеся обозначения и сокращения. Инструкция может также содержать пояснения по работе с отдельными вопросами.

Правила оформления и маркетирования анкеты

Этапы разработки анкеты
Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем, формулирование программных вопросов.
Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.
Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов.
Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов.
Количество вопросов в анкете

Количество вопросов в анкете само по себе имеет малое значение. Необходимо ориентироваться на среднее время заполнения анкеты. При работе с немотивированным респондентом (случайная выборка в общественных местах) средне время заполнения не должно превышать 10 минут. Если участие в анкетировании предполагается за вознаграждение, либо у респондента присутствует другой мотив на заполнение анкеты — то размер анкеты можно увеличить.

В целом необходимо стремиться избавляться от вопросов, которые имеют малую ценность с точки зрения целей и задач данного конкретного исследования. Если вы не уверены в том, что ответ респондента на этот вопрос приблизит вас к поставленной цели — лучше его убрать из данного конкретного исследования. Если содержательная часть анкеты (информационные вопросы) может быть безболезненно разделена на две разные анкеты — лучше это сделать и провести два отдельных исследования.

Похожие новости: