* Всего материалов на сайте:3,117

Сценарий выбора партнера по разработке сайта

20.06.11

По мере того как интернет становится главным (а для многих компаний — единственным) инструментом продвижения, конкуренция между сайтами усиливается. Теперь компаниям жизненно необходимо не просто обеспечить присутствие в интернете, но и выделиться среди конкурентов, предложив лучшую коммуникацию с потребителем. Те, кто еще не осознал это, быстро теряют рынок.

Эффективность сайтов практически не зависит от оборудования, на котором их разрабатывают. В основном все решают только кадры. И самый верный способ завоевать лидерство — работать с лучшей командой исполнителей, чем у конкурентов. Но как сделать информированный выбор, если ни цена на услуги веб-студии, ни ее громкое имя, ни улыбка менеджера по продажам не гарантируют того, что сайт будет приносить выгоду?
Четко сформулируйте задачу

Зафиксируйте в письменном виде требования и пожелания к функционалу и дизайну сайта. Не стоит надеяться на встречу с исполнителем-телепатом, который поймет без слов и идеально воплотит в жизнь ваши тайные ожидания. Лучше подготовить документ (бриф) с максимумом полезной информации, который сразу же отсечет большинство тривиальных вопросов веб-разработчика. Это может быть электронное письмо в произвольном виде или заполненная анкета от агентства.

Если у вас уже есть сайт и вы планируете его модернизировать, постарайтесь максимально подробно сформулировать то, что вас в нем не устраивает.

Бриф должен отвечать как минимум на следующие вопросы:

  • Какие задачи бизнеса будет выполнять сайт?
  • Кто представляет целевую аудиторию сайта?
  • Почему посетители будут заходить на сайт и как их туда привлечь?
  • Если сайт продвигает продукт или услугу — почему посетители захотят их купить?
  • Как позиционирует себя ваша компания на рынке?
  • Кто ваши основные конкуренты и чем вы от них отличаетесь?

Это документ будет отправной точкой для последующих коммуникаций с представителями веб-студий, а в дальнейшем ляжет в основу технического задания. Чем детальнее бриф, тем проще будет вести диалог с потенциальными исполнителями.

В качестве примера или отправного документа можно использовать нижеследующий.
Бриф на разработку сайта

Данный опросный лист поможет более четко понять цели и задачи интернет-проекта.

Клиент:

Дата:

Контактное лицо:

Телефоны:

E-mail:

1. Информация о компании

1.1. Полное название организации

1.2. Описание основных продуктов/услуг

1.3. Позиционирование компании на рынке

1.4. Конкурентные преимущества

1.5. География бизнеса компании

1.6. Основные клиенты и партнеры

1.7. Маркетинговые задачи компании на ближайшее время (1- 2 года)

2. Конкуренты

2.1. Прямые конкуренты
Необходимо указать прямых конкурентов в Вашем ценном сегменте. По возможности охарактеризуйте их сильные и слабые стороны. Укажите адреса сайтов.

2.2. Прочие конкуренты
Необходимо указать прочих конкурентов не только в Вашем ценовом сегменте. По возможности охарактеризуйте их сильные и слабые стороны. Укажите адреса сайтов.

3. Целевая аудитория

3.1. Покупатель продукта/услуги
Кто принимает решение о покупке продукта или услуги? Его социально-демографические характеристики (пол, возраст, доход, образование, стиль жизни)

3.2. Потребитель продукта/услуги
Кто является основным потребителем Вашего товара? Влияет ли его мнение на покупку?

3.3. Основные мотивы покупки
Что побуждает покупателя купить именно Ваш продукт или услугу?

4. Информация о интернет-проекте

4.1. Что привело Вас к решению создать новый сайт (изменить существующий)?

4.2. Каких целей Вы хотите достичь с помощью создания сайта?

4.3. Какие основные задачи стоят перед разработчиком сайта?

4.4. Напишите предварительную структуру сайта: основные разделы, подразделы. Кратко опишите их функциональное назначение и дайте характеристику содержания каждого из разделов.

4.5. Какие разделы на сайте будут особенно актуальными для Вашей целевой аудитории?

4.6. Напишите, какая информация будет изменяться на Вашем сайте наиболее часто?

4.7. Какие основные идеи должен усвоить посетитель, после взаимодействия с Вашим сайтом?

4.8. Желаемые сроки разработки сайта

4.9. Бюджет проекта (возможны ориентировочные рамки от и до):

5. Исходные материалы

5.1. Есть ли у Вашей компании разработанный фирменный стиль (логотип, знак, фирменный цвет, фирменный шрифт и т.п.)?

5.2. Какие графические материалы у Вас у есть (фотографии, материалы, используемые при разработке другой рекламной продукции и т.д.)?

5.3. Согласны ли вы на дополнительные расходы, такие как: услуги копирайтера, фотосъемка, разработка иллюстраций и т.п.?

5.4. В какой стадии готовности находится контент для сайта (текстовая информация, фотоматериал)?

6. Основные требования и пожелания к дизайну

6.1. Требования к дизайну
Напишите требования к дизайну, которые обязательны для исполнения. Пожелания к дизайну сайта.

6.2. Близкие к желаемому результату по стилю сайты других компаний?
Напишите адреса нескольких сайтов, которые Вам нравятся. Что именно Вам нравится в этих сайтах (стильный дизайн, удобная навигация и т.п.)?

7. Дополнительная информация

7.1. Любая полезная в работе над проектом информация

Определите круг участников тендера

В России более 3 000 профессиональных веб-студий, из них более 1 000 — в Москве, более 300 — в Санкт-Петербурге и десятки и сотни в других городах. Поэтому от желающих сделать сайт по рыночной цене отбоя не будет. Сверхзадача заказчика — выбрать из общей массы исполнителя, который предложит оптимальное соотношение цены и качества.

Начинать поиск стоит с рекомендаций — а лучшей рекомендацией, как известно, является хорошо выполненная работа. Узнайте, кто делал самые успешные сайты интересующего вас типа, и обратитесь к их разработчикам в первую очередь. Если вы лично знаете владельцев этих сайтов, не поленитесь навести справки об исполнителе: насколько точно ему удалось выполнить техническое задание, уложиться в сроки и бюджет, в чем заключались основные проблемы в разработке и как они были решены.

На втором этапе отбора партнеров можно обратиться к каталогам веб-студий и рейтингам, которые размещены на различных тематических порталах. Чтобы быстро сориентироваться в списке компаний, сделайте выборку и сортировку по релевантным данным — городу присутствия, дате основания студии, количеству работ в портфолио или расценкам, так как многие студии указывают размеры типовых бюджетов на создание корпоративных порталов, промо-сайтов, интернет-магазинов и т.п.

Если выбрать исполнителя по рекомендации и каталогу не удалось, можно обратиться к поиску в «Яндексе» и Google. Но при этом стоит учитывать, что многие профессиональные компании не вкладывают крупные средства в поисковую оптимизацию своих сайтов в Интернете (их основной инструмент продвижения — PR). На первых позициях поисковых систем чаще встречаются компании, ориентированные на массового клиента и разрабатывающие типовые, зачастую не очень качественные сайты. Стоит также учитывать, что нет никакой корреляции между качеством и стоимостью услуг компании и ее текущим местом в первой десятке поисковой системы.

Совет: При формировании круга участников тендера мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на число качественных проектов и количество клиентов в портфолио веб-разработчика. Второй важный показатель — время присутствия веб-студии на рынке (желательно от двух лет). Третий — репутация компании, выраженная в положительных отзывах о работе и упоминаниях в СМИ. В шорт-лист мы рекомендуем включить 4-15 понравившихся компаний.
Проведите тендер

Запросить коммерческие предложения группы веб-студий удобнее всего через электронную тендерную площадку. Возможность отправить одну заявку сразу в несколько компаний экономит время заказчика, а публичная форма предложения подстегивает конкуренцию между исполнителями. Электронные тендерные площадки в настоящее время развиваются на нескольких профессиональных порталах веб-разработчиков и отличаются по функционалу и известности.

Если по каким-то причинам электронная тендерная площадка не подходит, запросы можно отправить и обычной электронной почтой. В этом случае попросите исполнителей детализировать коммерческое предложение. Оно должно содержать следующую информацию:

  • Стоимость услуг в привязке к основным этапам работ (интернет-консалтинг и написание технического задания, креативный дизайн, технический дизайн, html-верстка, интеграция сайта с CMS, программирование (в случае нестандартных решений)
  • Сроки и график работ
  • Ресурсы (сколько программистов, дизайнеров и других сотрудников будет задействовано в проекте)
  • На какой CMS (системе управления сайтом) будет разрабатываться интернет-проект
  • Какая будет подготовлена документация
  • Условия гарантии, стоимость постгарантийной поддержки
  • Работы в портфолио, демонстрирующие опыт исполнителя в решении задач, сходных с вашими (это особенно актуально для нестандартных проектов)

Это основные критерии, по которым можно сравнивать предложения.

На подготовку ответов веб-студиям обычно дают от 3 до 10 дней. При оценке коммерческого предложения желательно обратить внимание не только на зафиксированные условия, но и на другие моменты: скорость реакции и follow-up, внимание к деталям, комфорт общения, предлагает ли студия какие-либо новые идеи.

Совет: Вне зависимости от того, используете ли вы электронную тендерную площадку или рассылаете запросы вручную, позвоните ключевым исполнителям, чтобы установить контакт и подтвердить получение заявки.
Проанализируйте предложения и выберите партнера

Средняя стоимость разработки корпоративного сайта в регионах обычно не превышает 100 тыс. рублей, в Москве — 180 тыс. рублей. А переступать порог топовых компаний стоит, только если вы располагаете бюджетом не менее полумиллиона рублей. Часто бывает, что заказчик получает коммерческие предложения, которые превосходят его возможности, особенно если речь идет о дебютном сайте. Если такая проблема возникла и вы не получили коммерческое предложение, отвечающее и требованиям брифа, и финансовым возможностям, то заново оцените требуемый функционал и бюджет, который вы сможете инвестировать в разработку. Возможно, после запроса стоимости услуг в понравившихся компаниях шорт-лист придется скорректировать и повторно отправить запросы еще в несколько мест (или обратиться к фрилансерам, если бюджет небольшой). Второй вариант — сразу переходить к переговорам с руководством компании. Ни для кого не секрет, что многие клиенты смотрят на цену как на показатель качества работ и статуса компании. И ряд исполнителей, в свою очередь, учитывает это в своем ценообразовании. Если у вас известный бренд или интересный проект, есть все шансы прийти к компромиссу. Переговоры полезно иногда проводить в офисах веб-студий, чтобы воочию увидеть сотрудников и оценить другие ресурсы компании, а не судить о ней только по сайту. Личные встречи помогут не только добиться более выгодных условий по стоимости и срокам услуг, но и определить, с кем из исполнителей комфортнее всего вести диалог. Личная совместимость очень важна, так как чаще всего после разработки сайта партнерство с веб-студией не заканчивается. Необходимо продвигать, поддерживать и обновлять сайт, разрабатывать для него новый функционал. Эффективно выполнять эти задачи возможно только при долгосрочном сотрудничестве.

Совет: Разработка сайта — это лишь небольшая часть затрат на продвижение бизнеса в интернете. О том, как донести сайт до целевой аудитории, нужно начинать думать еще на этапе постановки задачи.

Похожие новости: