По мере того как интернет становится главным (а для многих компаний — единственным) инструментом продвижения, конкуренция между сайтами усиливается. Теперь компаниям жизненно необходимо не просто обеспечить присутствие в интернете, но и выделиться среди конкурентов, предложив лучшую коммуникацию с потребителем. Те, кто еще не осознал это, быстро теряют рынок.
Эффективность сайтов практически не зависит от оборудования, на котором их разрабатывают. В основном все решают только кадры. И самый верный способ завоевать лидерство — работать с лучшей командой исполнителей, чем у конкурентов. Но как сделать информированный выбор, если ни цена на услуги веб-студии, ни ее громкое имя, ни улыбка менеджера по продажам не гарантируют того, что сайт будет приносить выгоду?
Четко сформулируйте задачу
Зафиксируйте в письменном виде требования и пожелания к функционалу и дизайну сайта. Не стоит надеяться на встречу с исполнителем-телепатом, который поймет без слов и идеально воплотит в жизнь ваши тайные ожидания. Лучше подготовить документ (бриф) с максимумом полезной информации, который сразу же отсечет большинство тривиальных вопросов веб-разработчика. Это может быть электронное письмо в произвольном виде или заполненная анкета от агентства.
Если у вас уже есть сайт и вы планируете его модернизировать, постарайтесь максимально подробно сформулировать то, что вас в нем не устраивает.
Бриф должен отвечать как минимум на следующие вопросы:
- Какие задачи бизнеса будет выполнять сайт?
- Кто представляет целевую аудиторию сайта?
- Почему посетители будут заходить на сайт и как их туда привлечь?
- Если сайт продвигает продукт или услугу — почему посетители захотят их купить?
- Как позиционирует себя ваша компания на рынке?
- Кто ваши основные конкуренты и чем вы от них отличаетесь?
Это документ будет отправной точкой для последующих коммуникаций с представителями веб-студий, а в дальнейшем ляжет в основу технического задания. Чем детальнее бриф, тем проще будет вести диалог с потенциальными исполнителями.
В качестве примера или отправного документа можно использовать нижеследующий.
Бриф на разработку сайта
Данный опросный лист поможет более четко понять цели и задачи интернет-проекта.
Клиент: |
|
Дата: |
|
Контактное лицо: |
|
Телефоны: |
|
E-mail: |
1. Информация о компании
1.1. Полное название организации |
1.2. Описание основных продуктов/услуг |
1.3. Позиционирование компании на рынке |
1.4. Конкурентные преимущества |
1.5. География бизнеса компании |
1.6. Основные клиенты и партнеры |
1.7. Маркетинговые задачи компании на ближайшее время (1- 2 года) |
2. Конкуренты
2.1. Прямые конкуренты |
2.2. Прочие конкуренты |
3. Целевая аудитория
3.1. Покупатель продукта/услуги |
3.2. Потребитель продукта/услуги |
3.3. Основные мотивы покупки |
4. Информация о интернет-проекте
4.1. Что привело Вас к решению создать новый сайт (изменить существующий)? |
4.2. Каких целей Вы хотите достичь с помощью создания сайта? |
4.3. Какие основные задачи стоят перед разработчиком сайта? |
4.4. Напишите предварительную структуру сайта: основные разделы, подразделы. Кратко опишите их функциональное назначение и дайте характеристику содержания каждого из разделов. |
4.5. Какие разделы на сайте будут особенно актуальными для Вашей целевой аудитории? |
4.6. Напишите, какая информация будет изменяться на Вашем сайте наиболее часто? |
4.7. Какие основные идеи должен усвоить посетитель, после взаимодействия с Вашим сайтом? |
4.8. Желаемые сроки разработки сайта |
4.9. Бюджет проекта (возможны ориентировочные рамки от и до): |
5. Исходные материалы
5.1. Есть ли у Вашей компании разработанный фирменный стиль (логотип, знак, фирменный цвет, фирменный шрифт и т.п.)? |
5.2. Какие графические материалы у Вас у есть (фотографии, материалы, используемые при разработке другой рекламной продукции и т.д.)? |
5.3. Согласны ли вы на дополнительные расходы, такие как: услуги копирайтера, фотосъемка, разработка иллюстраций и т.п.? |
5.4. В какой стадии готовности находится контент для сайта (текстовая информация, фотоматериал)? |
6. Основные требования и пожелания к дизайну
6.1. Требования к дизайну |
6.2. Близкие к желаемому результату по стилю сайты других компаний? |
7. Дополнительная информация
7.1. Любая полезная в работе над проектом информация |
Определите круг участников тендера
В России более 3 000 профессиональных веб-студий, из них более 1 000 — в Москве, более 300 — в Санкт-Петербурге и десятки и сотни в других городах. Поэтому от желающих сделать сайт по рыночной цене отбоя не будет. Сверхзадача заказчика — выбрать из общей массы исполнителя, который предложит оптимальное соотношение цены и качества.
Начинать поиск стоит с рекомендаций — а лучшей рекомендацией, как известно, является хорошо выполненная работа. Узнайте, кто делал самые успешные сайты интересующего вас типа, и обратитесь к их разработчикам в первую очередь. Если вы лично знаете владельцев этих сайтов, не поленитесь навести справки об исполнителе: насколько точно ему удалось выполнить техническое задание, уложиться в сроки и бюджет, в чем заключались основные проблемы в разработке и как они были решены.
На втором этапе отбора партнеров можно обратиться к каталогам веб-студий и рейтингам, которые размещены на различных тематических порталах. Чтобы быстро сориентироваться в списке компаний, сделайте выборку и сортировку по релевантным данным — городу присутствия, дате основания студии, количеству работ в портфолио или расценкам, так как многие студии указывают размеры типовых бюджетов на создание корпоративных порталов, промо-сайтов, интернет-магазинов и т.п.
Если выбрать исполнителя по рекомендации и каталогу не удалось, можно обратиться к поиску в «Яндексе» и Google. Но при этом стоит учитывать, что многие профессиональные компании не вкладывают крупные средства в поисковую оптимизацию своих сайтов в Интернете (их основной инструмент продвижения — PR). На первых позициях поисковых систем чаще встречаются компании, ориентированные на массового клиента и разрабатывающие типовые, зачастую не очень качественные сайты. Стоит также учитывать, что нет никакой корреляции между качеством и стоимостью услуг компании и ее текущим местом в первой десятке поисковой системы.
Совет: При формировании круга участников тендера мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на число качественных проектов и количество клиентов в портфолио веб-разработчика. Второй важный показатель — время присутствия веб-студии на рынке (желательно от двух лет). Третий — репутация компании, выраженная в положительных отзывах о работе и упоминаниях в СМИ. В шорт-лист мы рекомендуем включить 4-15 понравившихся компаний.
Проведите тендер
Запросить коммерческие предложения группы веб-студий удобнее всего через электронную тендерную площадку. Возможность отправить одну заявку сразу в несколько компаний экономит время заказчика, а публичная форма предложения подстегивает конкуренцию между исполнителями. Электронные тендерные площадки в настоящее время развиваются на нескольких профессиональных порталах веб-разработчиков и отличаются по функционалу и известности.
Если по каким-то причинам электронная тендерная площадка не подходит, запросы можно отправить и обычной электронной почтой. В этом случае попросите исполнителей детализировать коммерческое предложение. Оно должно содержать следующую информацию:
- Стоимость услуг в привязке к основным этапам работ (интернет-консалтинг и написание технического задания, креативный дизайн, технический дизайн, html-верстка, интеграция сайта с CMS, программирование (в случае нестандартных решений)
- Сроки и график работ
- Ресурсы (сколько программистов, дизайнеров и других сотрудников будет задействовано в проекте)
- На какой CMS (системе управления сайтом) будет разрабатываться интернет-проект
- Какая будет подготовлена документация
- Условия гарантии, стоимость постгарантийной поддержки
- Работы в портфолио, демонстрирующие опыт исполнителя в решении задач, сходных с вашими (это особенно актуально для нестандартных проектов)
Это основные критерии, по которым можно сравнивать предложения.
На подготовку ответов веб-студиям обычно дают от 3 до 10 дней. При оценке коммерческого предложения желательно обратить внимание не только на зафиксированные условия, но и на другие моменты: скорость реакции и follow-up, внимание к деталям, комфорт общения, предлагает ли студия какие-либо новые идеи.
Совет: Вне зависимости от того, используете ли вы электронную тендерную площадку или рассылаете запросы вручную, позвоните ключевым исполнителям, чтобы установить контакт и подтвердить получение заявки.
Проанализируйте предложения и выберите партнера
Средняя стоимость разработки корпоративного сайта в регионах обычно не превышает 100 тыс. рублей, в Москве — 180 тыс. рублей. А переступать порог топовых компаний стоит, только если вы располагаете бюджетом не менее полумиллиона рублей. Часто бывает, что заказчик получает коммерческие предложения, которые превосходят его возможности, особенно если речь идет о дебютном сайте. Если такая проблема возникла и вы не получили коммерческое предложение, отвечающее и требованиям брифа, и финансовым возможностям, то заново оцените требуемый функционал и бюджет, который вы сможете инвестировать в разработку. Возможно, после запроса стоимости услуг в понравившихся компаниях шорт-лист придется скорректировать и повторно отправить запросы еще в несколько мест (или обратиться к фрилансерам, если бюджет небольшой). Второй вариант — сразу переходить к переговорам с руководством компании. Ни для кого не секрет, что многие клиенты смотрят на цену как на показатель качества работ и статуса компании. И ряд исполнителей, в свою очередь, учитывает это в своем ценообразовании. Если у вас известный бренд или интересный проект, есть все шансы прийти к компромиссу. Переговоры полезно иногда проводить в офисах веб-студий, чтобы воочию увидеть сотрудников и оценить другие ресурсы компании, а не судить о ней только по сайту. Личные встречи помогут не только добиться более выгодных условий по стоимости и срокам услуг, но и определить, с кем из исполнителей комфортнее всего вести диалог. Личная совместимость очень важна, так как чаще всего после разработки сайта партнерство с веб-студией не заканчивается. Необходимо продвигать, поддерживать и обновлять сайт, разрабатывать для него новый функционал. Эффективно выполнять эти задачи возможно только при долгосрочном сотрудничестве.
Совет: Разработка сайта — это лишь небольшая часть затрат на продвижение бизнеса в интернете. О том, как донести сайт до целевой аудитории, нужно начинать думать еще на этапе постановки задачи.