Спонсорство как особый вид коммерческих инвестиций и эффективная рекламная технология
ТЕНДЕНЦИЯ: 
В условиях стремительно нарастающего шума в рекламном клатере, когда обилие лозунгов с призывом покупать тот или иной продукт раздражает даже самого терпеливого потребителя, всё популярнее становится очередной нестандартный вид рекламы – спонсорство
Спонсорство – относительно недавно появившийся, но уже активно используемый производителями всего мира инструмент продвижения. Под ним подразумевается привлечение средств компании-спонсора к конкретному проекту либо акции с целью достижения определенной выгоды, а именно: усиления узнаваемости бренда и повышения лояльности к нему у потенциального потребителя. Иными словами, спонсорство – это все та же реклама, но с оттенком благотворительности.
Явление это отнюдь не новое: оно пришло на смену меценатству более ста лет назад и сегодня не только не сдает свои позиции, но и набирает обороты, все нагляднее демонстрируя свою эффективность. Согласно статистике, участие компании-производителя в спонсорских проектах способно повысить узнаваемость ее бренда на 15-52%! Именно эти цифры и заставляют руководство предприятий в качестве эффективного метода продвижения выбирать спонсирование.
Спонсоры на любой вкус
Стоит  отметить, что спонсорство – понятие сложное и многообразное, поэтому было бы  совершенно неверно рассматривать его только с одной стороны. Например, в  зависимости от объема вкладываемых в проект средств выделяют следующие виды:
1. Генеральное  спонсорство. Наиболее привилегированный вид. Столь престижным и почетным  статусом может обладать только одна компания. Ее капиталовложения, как правило,  составляют не менее 50% от всей стоимости проекта.
2. Официальное  спонсорство. Правом обладать данным статусом наделяются несколько компаний,  доля капиталовложений каждой составляет 25%.
3. Информационное  спонсорство. В роли спонсора выступают различные средства массовой информации,  в задачи которых входит широкое освещение проекта всеми возможными способами,  информирование населения о проведении акций, привлечение внимания к проекту. 
4. И, наконец,  техническое спонсорство подразумевает оплату спонсорского взноса товарами или  услугами компании.
Не нужно долго  исследовать и подсчитывать, чтобы точно сказать: многие производители товаров и  услуг давно взяли на вооружение данный способ продвижения и активно используют  его в качестве инструмента привлечения внимания к собственному бренду.  Благодаря таким компаниям с их предприимчивым руководством спонсорство  постепенно проникает во все сферы деятельности человека. Наиболее модными и  привлекательными для спонсирования на сегодняшний день являются спорт, культура  и искусство, а также социальная сфера. 
Спорт
Фаворитом в этом списке по праву можно считать спонсорство спортивных мероприятий. Компании-производители ежегодно вкладывают миллионы долларов в поддержку их организации, проведения и развития. Все это, естественно, небезвозмездно: огромные вложения средств – ничто по сравнению с возможностью громко заявить о себе, ведь спортивные мероприятия традиционно собирают самые массовые аудитории как на стадионах и спортивных площадках, так и у экранов телевизоров.
Наиболее удачный пример грамотного спонсорства в области спорта – деятельность The Coca-Cola Company. Кажется, что звучное название компании и спорт уже давно стали неразделимыми понятиями. Всемирно известная компания-лидер по производству напитков уже не один десяток лет является неизменным спонсором Олимпийских игр, футбольного Кубка ФИФА, Мирового чемпионата по хоккею, крупных теннисных турниров и прочих спортивных мероприятий.
Старается не отставать и британская компания Milk Marketing Board, спонсируя женские турниры по нетболу и, таким образом, добивается высокой степени информированности о своем молоке среди потенциальных матерей.
Культура и искусство
На втором месте – спонсорство в сфере культуры и искусства. Здесь наиболее перспективным является спонсорство конкретных телевизионных программ и показов художественных фильмов, покупка которых довольно дорого обходится телеканалам, поэтому они вынуждены обращаться к поддержке спонсоров, которые, в свою очередь, охотно вкладывают средства в предложенные проекты. Например, торговая марка Nemiroff является спонсором показа профессиональных боксерских поединков на одном из крупнейших российских телеканалов.
Компания «Балтимор» занималась спонсированием кулинарной ТВ-передачи «Смак», а также показа юмористической программы «Городок».
Спонсором показа вечернего кино часто выступает ТМ Nescafe Gold, принадлежащая крупнейшему в мире концерну по производству продуктов питания – компании Nestle. А торговая марка KitKat, принадлежащая этому же концерну, является спонсором показа рейтингового российского сериала «Счастливы вместе». В последнее время также активно спонсируются концертные мероприятия, тематические фестивали, премьерные показы фильмов в кинотеатрах страны.
Так, Сормовская кондитерская фабрика, входящая в крупнейший холдинг «Объединенные кондитеры», три года назад выступила спонсором премьерного показа мультипликационного фильма «Шрэк-3» в одном из российских кинотеатров. Всем пришедшим на премьеру предлагалось принять участие в дегустации продукции кондитерской фабрики, а маленьких зрителей ждал сладкий подарок с фирменной символикой предприятия.
Пивной бренд Stella Artois постоянно выступает в качестве главного спонсора такого престижного мирового события, как Каннский кинофестиваль. Вместе с тем не забывает и о менее масштабном мероприятии – фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.
Довольно выгодным делом является спонсорство рок-фестивалей. Традиционно здесь выступают пивоваренные компании, однако постепенно эту сферу начинают захватывать производители иных видов продукции. Достаточно вспомнить «Нашествие-2009», где в качестве спонсора заявила себя торговая марка BIGBON, принадлежащая крупной торгово-производственная компании Mareven Food Central, специализирующейся на выпуске продуктов питания быстрого приготовления.
Социальная сфера
Отличным и весьма благородным занятием является спонсорство в социальной сфере. В его задачи входит решение проблем здравоохранения, оказание помощи незащищенным слоям населения, поддержка образования, организация детского досуга, спонсирование научных форумов, конкурсов молодых талантов и т.д.
Здесь также  можно привести массу примеров: во время летних каникул российское  представительство The Coca-Cola Company уже который год занимается организацией  и спонсированием детских чемпионатов по дворовому футболу в ряде городов нашей  страны.
Лидер рынка соков России и Восточной Европы компания «Лебедянский» со своей  торговой маркой «Фруктовый сад» выступает спонсором общественно значимых акций,  оказывает финансовую поддержку детским домам и интернатам. 
Поддержкой пользуются и роддома – в последние годы довольно часто производители детского питания активно спонсируют эти учреждения.
Постоянно в качестве спонсоров на различного рода научных форумах и конференциях выступают компании-производители напитков, например, торговые марки «БонАква», «Аква Минерале», «Нарзан» и др. Активно вкладываются средства в проведение конкурсов красоты. Так, генеральным спонсором конкурса «Мисс Русское Радио 2009» выступила родниковая вода «Светлояр», а спонсором «Мисс Украина-Вселенная 2009» – ТМ Nemiroff.
О выгоде и пользе
Какой бы вид и  сферу ни выбрала компания, совершенно очевидно, что спонсорство – это довольно  мощное направление коммерческой деятельности, взаимовыгодное сотрудничество,  основанное на реализации совместных проектов: одна сторона получает средства  для своего развития, другая – отлично работающий способ рекламирования себя и  своего бренда. Сильные стороны данного метода продвижения налицо:
во-первых, гарантия выхода из рекламного  клатера. Собственно, это и является главной медийной задачей спонсорства. Среди  сотен рекламных сообщений производителю легко затеряться, рискуя так и не  попасться на глаза потенциальному потребителю. В то время как в статусе  спонсора того или иного мероприятия очень сложно оказаться незамеченным. Таким  образом, спонсорское участие позволяет обеспечить преимущество компании в  конкурентной среде; 
во-вторых,  спонсорство работает на увеличение узнаваемости бренда, логотип которого отныне  будет ассоциироваться с акцией или мероприятием, спонсированным данной торговой  маркой;
в-третьих,  при грамотном подходе спонсорство способно существенным образом повлиять на  лояльность потребителя, увеличив ее в разы. Главное условие для решения этой  задачи – максимальное совпадение интересов целевой аудитории, ценностей проекта  и бренда. К примеру, не стоит алкогольной компании выступать в роли спонсора  детского праздника или производителю косметики спонсировать футбольный  чемпионат. Все и всё должны быть на своих местах. И тогда механизм сработает:  участнику нравится проект, зрителю – передача, и постепенно они перенесут свою  любовь и на спонсорский продукт. В противном случае результат будет прямо  противоположным; 
в-четвертых,  спонсорство помогает компании сформировать или укрепить имидж «успешного  бренда». Принимать участие в чужих проектах – значит доказывать всем свою  экономическую силу и динамичное развитие, позиционировать себя как социально  значимого организатора культурного мероприятия, демонстрировать свою  гражданскую позицию широкой общественности. Вот почему спонсорский пакет – это  всегда предмет гордости и показатель успеха в конкурентной среде, позволяющий  укрепить положение компании на рынке.
Вообще, спонсорство – это масштабная и кропотливая работа на имидж компании. А на имидже и репутации, как известно, экономить не принято. На сегодняшний день затраты на покупку спонсорских прав во всем мире оцениваются в сотни миллиардов долларов. Российская статистика на эту тему пока отсутствует, но, скорее всего, речь уже идет о миллионах отечественных рублей. Это свидетельствует лишь об одном: российские бизнесмены положительно оценили потенциал данного метода продвижения.
С каждым годом популярность спонсорства в нашей стране становится все больше. Согласно статистическим данным, только за последние два года рост объема спонсорства составил 23%. Это довольно высокий показатель. Особенно если учесть, что на этот период пришелся мировой финансовый кризис. Сегодня можно с уверенностью заявить, что по мере окончательного «выздоровления» экономики, данный показатель будет только расти. По крайней мере, в ближайшее десятилетие его не ждут резкие отрицательные изменения.



