Одним из важных направлений в деятельности практически любой компании является товарная политика. Являясь составной частью маркетинга товарная политика позволяет обеспечить на только высокий спрос на данный товар со стороны потребителей, но и позволяет обеспечить хорошую известность товару, что в дальнейшем отражается на самом авторитете фирмы.
При осуществлении товарной политики большое значение имеет ее грамотное проведение, которое позволит создать и производить тот товар, который действительно необходим потребителю. В связи с этим можно предложить для компании два пути при выборе типа товара. Первый вариант — это производство товара, который не вызывает у потребителя сомнений при выборе (сигареты, зубная паста, шампунь). Спрос на подобный тип товара очень высок, так как данные товары приобретают все потребители, или практически все независимо от их интересов, вероисповедания, стиля жизни. Данный тип товара может быть использован в течение достаточно короткого времени. Например, пачки сигарет кому-то хватает на пару дней, а кому и на один день. Другой тип товара — это товары более длительного пользования. К ним можно отнести различного рода бытовую технику: телевизоры, плееры, сотовые телефоны. У каждого из этих товаров есть свои преимущества.
В пользу первого типа товаров говорит тот факт, что хоть они имеют маленькую цену по сравнению с теми же телевизорами, музыкальными центрами, спрос на них высок и объем сбыта на данный товар весьма значителен. Второй же тип товара имеет недостаток лишь в цене, так как высокая цена не позволяет достигать столь больших объемов сбыта. Однако это компенсируется значительной ценой. Данный вид товаров также пользуется некоторым спросом, что выгодно для компании, собирающейся вводить в свой товарный ассортимент новы вид продукта.
Еще одним немаловажным направлением в товарной политике является марка товара. Она может иметь двоякое значение. Во-первых, если товар уникален и имеет преимущества перед своими конкурентами в виде свойств, которыми он обладает, то вопрос присвоения ему торговой марки особо не стоит. Конечно же, он должен ее иметь. При этом делать это нужно как можно скорее. Иначе может случиться так, что конкуренты могут создать свой товар и присвоить ему ваше марочное название..Таким образом, ваши потребители будут покупать товары конкурентов, что отразится на величине вашей прибыли. И хорошо, если только на ней. Но если товар конкурента будет иметь свойства ниже уровня свойств вашего товара, то это подорвет вашу репутацию. Поэтому при присвоении своему товару марочного названия необходимо сразу же оформить права на его использование. Это вам позволит в дальнейшем не только распоряжаться своей маркой по усмотрению, но осуществить его продажу.
Кроме присвоения марки товара не менее важно для него обеспечить необходимый сервис. Данное направление в товарной политике является одним из наиболее приоритетных, поскольку его отсутствие будет отрицательно сказываться и на сбыте самого товара. Связано это с тем, что в настоящий момент при выборе товара многие покупатели учитывают не только его цену, технические характеристики, но и оказание сервисных услуг. Их отсутствие будет выступать одним из минусов для компании. Поэтому в настоящее время многие компании, которые стремятся работать в соответствии с маркетинговым подходом, стремятся соблюдать данное условие и создают все предпосылки в местах продажи товара для возможности оказания сервисных услуг.
Качество сервиса таких гигантов в своих сферах как Тойота, Самсунг находится на высоком уровне. Что же касается наших компаний, то подобной оценки не все заслуживают. Связано это с тем, что они не уделяют достаточно внимания сервису, и в том числе его качеству. В современных компаниях, к примеру, в той же Тойоте, если купленный вами автомобиль, оказался вышедшим из строя, сотрудники компании тут же заберут его на диагностику, а вам выдадут другую модель, да еще при этом могут в связи с причиненными неудобствами сделать какой-нибудь подарок. Что касается наших компаний, то о таком качестве обслуживания можно только мечтать. И тут дело не только в том, что компания не хочет концентрировать свои усилия на повышении качества обслуживания. Главная причина состоит в непонимании того, что главным субъектом в процессе покупки товаров является потребитель, и для того, чтобы не только привлечь новых, но и сохранить существующих потребителей, необходимо
создать такие условия, чтобы ему было комфортно приходить в магазин фирмы, чтобы его устраивало само отношение к покупателю. Только в этом случае может быть достигнут желаемый результат, и некоторые фирмы делают попытки достичь этого уровня, что и зарубежные компании, но у них это пока мало получается.
Если при вопросе выбора товара продавец может подсказать, посоветовать какой-то товар, то когда дело доходит до устранений дефектов, желания вернуть товар, то тут возникает много проблем. К примеру, отечественная компания по продаже сотовых телефонов ‘Евросеть’ не всегда адекватно действует в этом отношении. Бывали такие случаи, что когда покупатель хотел вернуть товара обратно из-за обнаруженных дефектов, он не смог этого сделать и это приводило ко многим проблемам. Так что хочется надеяться, что подобные проблемы будут решены нашими компаниями, и уровень сервиса хотя бы немного повысится по сравнению с существующим.
http://www.adhard.ru/page-al-vazhnosttovarpolmarketin.html