* Всего материалов на сайте:3,834

Управление толпой

25.08.11

Компании используют ‘коллективный разум’ для собственной выгоды

Управление толпойГлобализация — источник не только хаоса, но и пользы. Технологии дают возможность объединить усилия большого числа людей для решения различных задач, в том числе и крайне важных для человечества. А некоторые компании используют «коллективный разум» для собственной выгоды.

Возможности толпы, недоступные отдельным людям или даже группе людей, использовались начиная с тех времен, когда для розыска преступников впервые развесили объявления на столбах. Сеть агентов, выискивающих правонарушителей, благодаря этому методу увеличивалась многократно. Соответственно шансы на поимку также возрастали вместе с показателями раскрываемости преступлений.

В наши дни благодаря развитию технологий «доступ» к массам стал еще более легким. И теперь «коллективный разум» используется уже для получения конкретной выгоды в бизнесе. Многие задачи сейчас можно решать совершенно бесплатно или очень дешево за счет привлечения большого количества людей и Интернета. Глобальная сеть связывает работодателя напрямую с исполнителями любого уровня квалификации и с самыми разными ожиданиями по оплате.

Это бизнес-прием сегодня оформился в самостоятельное явление, получившее название «краудсорсинг» (от английского crowdsourcing, crowd — толпа и sourcing — привлечение ресурсов). Термин впервые использовали писатель Джефф Хауи и редактор журнала Wired Марк Робинсон. Слово было создано по аналогии с аутсорсингом. По сути, в случае с краудсорсингом задачи компании также решаются на стороне, но исполнителями являются не фирмы-подрядчики, а отдельные профессионалы, которые все вместе обладают недюжинными возможностями для решения самых сложных проблем. И при этом затраты на привлечение толпы могут быть минимальными — в мире есть множество людей, любящих свое дело настолько, что готовы заниматься им в свободное время и бесплатно — ради своего удовольствия и, может быть, признания.

БАНК ПО СОСЕДСТВУ

Краудсорсинг можно разделить на несколько разновидностей. Crowdfunding — привлечение финансирования с помощью масс. Crowdbuying — организованная «толпой» покупка большой партии товаров для получения скидки. И собственно crowdsourcing — выполнение любой работы силами большого количества людей. Это может быть как высокоинтеллектуальная научная разработка, творческая задача, так и механические рутинные операции.

Привлечение инвестиций от посторонних людей уже несколько лет используется на Западе. Суть схемы совершенно проста, это фактически обычный заем денег.
Существуют специальные peеr-to-peеr сети, в которых участвуют пользователи со всего мира. Самые известные из них — Zopa и Prosper. Такого рода кредитование называют пиринговым. Зарегистрироваться в подобном сообществе можно в качестве инвестора или соискателя финансирования. Идея в том, чтобы обойтись при привлечении денег без посредников в виде финансовых компаний или биржи. Такой системой могут воспользоваться также те, кто не имеет достаточных оснований и обеспечения для получения средств в банке. Например, ею часто пользуются студенты для оплаты дорогостоящего обучения, по окончании которого они устраиваются на работу и погашают кредит. Зачастую деньги предоставляют несколько человек сразу. Также инвесторы предпочитают снижать риски, выдавая кредиты нескольким людям. Как правило, процент по такому кредиту гораздо ниже, чем в банке. Согласно исследованию Online Banking Report, к 2011 году объем пирингового кредитования в США может превысить 100 000 займов в год на сумму более $1 млрд.

Другой пример привлечения финансирования силами «толпы» — SellaBand. На этом сайте начинающие музыканты выкладывают записи своих произведений. Слушатели могут поучаствовать в будущем успехе любого исполнителя, купив долю. Как только сумма вложений достигнет $50 000, SellaBand организует профессиональную запись в студии. Затем альбом или композиция продается на сайте, а полученная прибыль делится между музыкантами и теми, кто вложился на начальном этапе. Конечно, выручка с такого мероприятия весьма невысока, но идея работает. Несколько групп уже получили таким образом шанс показать себя миру. Недавно начинающая певица Hind за 11 дней привлекла 40 000 евро от 316 «верующих» (так на SellaBand называют дольщиков). Минимальная сумма пая при этом составила 10 евро. Сейчас эта девушка из Нидерландов начала второй раунд инвестиций и уже собрала более 12 000 евро. На сегод
няшний день общая сумма финансирования, которое удалось привлечь в пользу музыкантов, составила $3 млн.

В России пока можно назвать единственный проект, использующий принцип краудфандинга. Это сервис, открытый ИК «Финам» в 2007 году, под названием B-generator. На сайте можно выставить свой венчурный проект и продавать паи в нем, а на привлеченные деньги постепенно строить компанию. К февралю 2010 года через этот сервис было привлечено 462 865 руб. от 46 инвесторов. На данный момент людям, желающим вложить свои деньги, предлагается 8 проектов. Самая первая компания, появившаяся на B-generator — Агентство особых поручений (Porucheno.ru), за три года привлекла 452 400 руб., при этом полная сумма необходимых инвестиций составляет 6 млн руб. Как видно, скорость получения финансирования через этот сервис довольно мала. Сложно представить, сколько лет понадобится, например, проекту «Медпром.ру» для привлечения 50 млн руб., необходимых для запуска. Зато венчурным инвестором способен себя почувствовать буквально каждый — пай можно приобрести за 300 — 500 руб.

ШТУРМУЕМ МАГАЗИНЫ

В качестве примера краудбаинга (crowdbuying — покупка, совершенная большой группой людей) часто называют британский фанатский проект MyFootballClub. Этот клуб был создан, чтобы иметь возможность купить футбольную команду и управлять ею совместными усилиями. За три первых месяца существования на сайте зарегистрировались 50 000 фанатов, каждый из которых внес 35 фунтов стерлингов. Объем фонда, таким образом, составил 1,375 млн фунтов. Часть средств (375 000 фунтов) по планам организаторов проекта пойдет на управление клубом и оплату работы персонала. Оставшихся денег, конечно, не хватит на покупку «Челси», но на команду второго эшелона, например, Torquay United, вполне. О своем желании «отдаться» в руки фанатов объявили сразу 9 команд. MyFootballClub отдал предпочтение клубу Ebbsfleet United.

Похожие новости: