* Всего материалов на сайте:3,834

Туда нам и дорога. Проживет ли долго русский интернет-феномен?

27.12.12

Наши соотечественники с головой окунулись в социальные сети: ‘одноклассники’, ‘в контакте’, ‘мой круг’. Чем закончится бум социальных сетей?

Туда нам и дорога. Проживет ли долго русский интернет феномен?

Поговорить о русском интернет-феномене мы пригласили двух профи — Антона Попова (автор блога Blogbook.ru и книги ‘Блоги. Новая сфера влияния’, экс-директор по маркетингу коммуникационных сервисов компании Яндекс) и Александра Бадерко (работал над Одноклассники.ру и Имхонет.ру, ведет блог alexgriffin.ru). Выбор был неслучаен — именно заметка первого ‘Русские идут’ подтолкнула нас к написанию данной статьи, ниже мы будем приводить факты, изложенные в ней. Да и кандидатуру Александра Бадерко предложил нам Антон Попов.

Руки загребущие

Не так давно всю мировую интернет-общественность взбудоражила новость: основанная в России американским предпринимателем Эндрю Полсоном медиакомпания СУП выкупила у Six Apart популярный во всем мире блоговый сервис LiveJournal, более известный в России как ‘Живой журнал’. Но это не единственный пример заинтересованности Запада в ‘обрусении’ зарубежных сервисов. Обзавелся русским интерфейсом YouTube. Возможно, в скором времени это сделает и MySpace, о своем намерении покорять российский рынок он уже заявлял (http://habrahabr.ru/blog/web_2_0/26609.html).

Так почему же Запад все чаще обращает свой взор на российскую интернет-аудиторию? Чем это хорошо и чем грозит? Размышляют наши эксперты.

Антон Попов отмечает: ‘Желание абсолютно понятное. Россия занимает первое место в Европе по вовлеченности интернет-пользователей в социальные сети (по данным исследования Universal McCann). По матрице Ансоффа бизнес растет либо за счет новых продуктов, либо за счет предложения старого продукта новым рынкам. Россия для западных проектов — не совсем новый рынок, у многих российских пользователей уже есть свои страницы на этих сервисах, а в прессе обсуждаются покупки и активности западных компаний. Так что им есть на кого опираться в России.

Но опыт того же ‘В контакте’ или ‘Одноклассники’ показывает, что русский интерфейс играет ключевую роль в освоении сервиса. Скопировать существующий сервис проще — не нужно экспериментировать, все решения проверены на миллионах иностранных пользователей. Конечно, есть российская специфика, но клоны прекрасно живут и собирают миллионы россиян под своим флагом.

Поэтому западным сервисам есть чего желать (в плане расширения бизнеса) и чего бояться (своих российских конкурентов, которые не собираются просто так сдавать позиции).

Чем это грозит нам? Усилением конкуренции, привлечением внимания к Интернету новых рекламодателей (что хорошо), появлением новых возможностей для тех, кто занимается интернет-бизнесом и кадровым голодом, — сильных управляющих, программистов, маркетологов и продавцов нужно будет больше, а они как грибы не растут’.

Александр Бадерко видит несколько основных причин: ‘Не все они равновесны, но все же… Первая — предотвратить утекание русскоязычной аудитории с текущих англоязычных ресурсов. Этим озабочены в первую очередь большие проекты, для которых доля русскоязычных пользователей существенна.

Вторая — захват неосвоенного рынка. По сути, на нашем пространстве еще много неконкурентных ниш.

Третья — вход на один из самых растущих рынков. При такой цене на нефть есть шанс, что скоро средний россиянин будет состоятельнее среднего европейца. А вход на наш рынок пока дешев. И даже если стоимость возрастет с миллиона до десяти — это приемлемые деньги для западных компаний. Для российских игроков это безусловный минус’.

Куда будет мести веник?

LiveJournal является одним из лидирующих онлайн-сообществ с аудиторией более 18 миллионов уникальных посетителей ежемесячно, 523 тысячи русскоязычных подписчиков LiveJournal являются активными блоггерами, что составляет треть от 1,7 миллиона активных пользователей ЖЖ со всего мира.

Туда нам и дорога. Проживет ли долго русский интернет феномен?

Уже упоминавшееся Антоном Поповым глобальное исследование Universal McCann по web 2.0 позволило выявить динамику роста интереса к социальным web-сервисам в 21 стране, в том числе и в России. Репрезентативная выборка составила примерно 400 млн. интернет-пользователей по всему миру.

Согласно исследованию, блоги читают в России 73% опрошенных (данные на март 2007 года), а ведут 21% — это четвертое место в Европе.

Загрузка видео менее популярна по сравнению с фото. Россия находится на среднемировом уро
вне: около 20% пользователей загружают свои видеофайлы. Зато смотрят видео в России активно — самые быстрые темпы роста числа ‘зрителей’ (+166% за полгода). По уровню развития подкастинга Россия занимает одно из последних мест, хотя онлайн-аудио в нашей стране слушают более 60% пользователей Интернета.

Как уже сказал г-н Попов, Россия лидирует в Европе по вовлеченности в социальные сети: 41,7% российских интернет-пользователей участвуют в социальных сетях.

Чем же вызван такой большой интерес к социальным web-сервисам в России? ‘Конечно, динамикой роста, количеством пользователей и надеждой на будущие доходы, — утверждает Александр Бадерко. — Похвастаться финансовой успешностью от операционной деятельности, по моим сведениям, пока могут единичные ресурсы формата web 2.0. Продают и покупают ожидания. Реально принесут прибыль либо огромные проекты, которые будут брать массой, либо узконишевые. К сожалению, большинство web 2.0 проектов делается без какой-либо бизнес-модели’.

Антон Попов же считает, что интерес к социальным web-сервисам существует во всем мире, и Россия не исключение: ‘Это даже не интерес, а устойчивый тренд, и сейчас по умолчанию каждый новый интернет-проект должен учитывать влияние пользователей. В социальных сетях оно наиболее сильное. Помните притчу о том, как сложно сломать веник, а отдельный прутик — легко? А теперь представьте, что прутики могут общаться и влиять на то, куда будет мести веник, — и получите описание невероятной силы социальных сетей. Они могут как вымести вас с рынка, так и сделать объектом обожания’.

Похожие новости: