Санация банка — типичная кризисная ситуация и априори требует мер антикризисного PR (пиара). В большинстве случаев санация банка предполагает не просто восстановление ликвидности, но и переформирование клиентской базы, перезапуск кредитования, пересмотр всех внутренних и внешних процессов, оптимизацию кадров и сети отделений, не говоря о работе с ‘плохими’ долгами банка.
Есть несколько простых правил пиарщика для работы в кризисной ситуации.
- Понимай проблему
- Имей СВОЮ версию
- Слушай свою аудиторию
Итак, для начала надо понимать, что происходит, потому, что САНАЦИЕЙ банка могут называть несколько коренным образом отличающихся ситуаций.
Это может быть:
- Продажа санируемого банка банку-санатору за символическую цену;
- Совместная санация банка силами Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и коммерческих организаций;
- Передача части активов и обязательств санируемого банка другому юридическому лицу;
- Санация банка исключительно силами Агентства по страхованию вкладов (АСВ).
Основная задача санации — предупреждение массовых банкротств банков. И, если санация происходит, значит — банкротства вполне можно избежать. Запомним эту фразу и будем повторять ее, как священную мантру.
Основные проблемы при санации банка
Передача части активов и обязательств санируемого банка другому юридическому лицу и, тем более — оптимизация кадров, может быть неадекватно воспринята персоналом банка, и Вы получите саботаж. Причем, и на уровне занятых, и на уровне среднего и топ-менеджмента.
Кроме того, передача части активов и обязательств может быть оспорена клиентами санируемого банка, и Вы столкнетесь с судебными исками.
При передаче санируемого банка третьим организациям, можно получить жесткое информационное противодействие от прежних владельцев банка.
Санация банка силами исключительно АСВ — достаточно редкий случай и происходит, если инвестора для банка не находится. А значит — речь идет о максимально приближенной к банкротству ситуации, что активизирует внимание к банку со стороны ‘скандальных’ СМИ.
Все эти локальные конфликты и проблемы также придется разрешать PR-службам санируемого и санирующего банков.
Можно забыть, что объектами санирования становятся и банки ‘четвертой группы проблемности’, т.е. — имеющие внешние признаки банкротства, с убытками и дефицитом финансовых ресурсов, отвращающими возможных частных инвесторов от мер по восстановлению платежеспособности санируемого банка. АСВ санирует банки ‘четвертой группы проблемности’ с социальными обременениями, в первую очередь для того, чтобы не пострадали наименее защищенные категории населения. И это тоже может быть темой для PR-активности санируемого банка.
PR санируемого банка
PR-политика санируемого банка должна быть направлена на восстановление репутации.
Основными целевыми аудиториями являются:
- СМИ, прежде всего — финансовые.
- Персонал банка, особенно — контактные персоны, включая операторов колл-центра, кассиров и операционистов.
- Клиенты. ‘Отток вкладчиков’ — худшее, что может случиться, особенно, при плохо диверсифицированном по активам и пассивам бизнесе.
‘Кто виноват?’ и ‘Что делать?’
Первое. Необходимо объяснить ситуацию персоналу банка. Что происходит, причины, вызвавшие санацию, какие меры принимаются и что будет с сотрудниками, что говорить клиентам, особенно — ‘проблемным’. Например, в санируемом ВЭБом из-за проблем девелоперских проектов Глобэксе, операционистки говорили клиентам — ‘…нас купил ВЭБ, государственный банк, тут не ‘забалуешь’… Просто и доходчиво. И …вкладчики принимали решение о пролонгации договоров.
Второе. Организовать и усилить работу колл-центра. Увеличить количество линий и компетентных мотивированных (т.е. спокойных за свое собственное будущее) операторов. Их задача — не допустить ‘оттока вкладчиков’ и отзыва активов клиентами банка.