Хотелось бы дать оценку текущего состояния рынка распространения прессы, а также охарактеризовать основные тенденции его развития.
Российский рынок печатных СМИ в 2009 году
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), в 2009 году выручка от реализации прессы в розницу составила 42,4 млрд. руб. против 46,2 млрд. руб. в 2008 году (минус 8,2%). Падение доходов от подписки составило уже 8,3 млрд. руб. — 31,3%. Параллельно уменьшались объемы рекламы, размещаемой в печатных СМИ: по оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), потери составили 43%: 32,6 млрд. руб. против 57,6 млрд. в 2008 году. Реклама в Интернете, наоборот, прибавила 8%, объем достиг 19 млрд. руб.
Российский рынок печатных СМИ в 1 полугодии 2010 года
В 2010 году показатели улучшились. По данным АКАР в 1 полугодии российский рекламный рынок вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Прирост рекламы в печатные СМИ составил 6%, в т.ч. рекламные бюджеты газет увеличились на 15%, журналов на 8%. При этом в рекламных изданиях объёмы сократились на 5%. Лидером по темпам роста по-прежнему остаётся Интернет. В первом полугодии рекламные бюджеты увеличились на 33%.
Выручка от розничных продаж прессы в первом полугодии также увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — в среднем на 8%. Это обусловлено умеренным ростом цен, а также появлением новых, интересных потребителям проектам — патворкам.
Тем не менее, по мнению многих экспертов, на уровень 2008 года рынок печатной прессы может уже не вернуться.
Важной тенденцией российского рынка печатных СМИ является быстрый рост рынка патворков. В России патворки появились в начале 2003 года — на рынок вышло британское издательство Marshall Cavendish с еженедельными выпусками энциклопедии «Древо познания». Следом появились проекты ИД «NG-Премьер» («Узнай свою судьбу», «Волшебный клубок», «На рыбалку», «Комнатные растения»), а также издательств De Agostini и Fabbri Publishing.
Сегодня, по данным ИД «Эгмонт Россия», объем рынка партворков уже приблизился к 100 млн. евро. Это единственный вид прессы, показавший рост в кризисный 2009 год (по данным Роспечати на 21,7% ). Лидерами являются De Agostini и GE Fabbri Editions (по данным компаний рост продаж в России по итогам 2009 года более чем на 50%). Эти компании работают в нашей стране через ИД «Бурда», который обладает эксклюзивными правами на продажу их продукции на территории РФ.
Успешным оказался совместный проект ИД HACHETTE COLLECTIONS и BAUER MEDIA в лице дистрибуторской компании ООО ‘ТДС’ — «Познай человеческое тело» (Артём).
Таким образом, в целом на рынке сохраняется баланс читательских предпочтений, когда падение тиражей одних изданий компенсируется ростом интереса к другим. Что касается цен на издания, они продолжают расти, однако, как отмечают эксперты, несущественно. В среднем, издатели подняли цену на 5-7%, в рознице за первое полугодие 2010 года издания подорожали на 7-12%.
Тенденции на рынке распространения прессы
Изменения опта и дистрибуции прессы.
Все последние годы наблюдалась тенденция трансформации оптового бизнеса. Основными тенденциями развития оптового и дистрибуционного бизнеса стали:
- консолидация оптового бизнеса (происходили слияния, продажи оптовых компаний, уход мелких оптовиков с рынка);
- развитие собственной розницы;
- специализация на логистике и дополнительных клиентских сервисах.
На зарубежных рынках доля коммерческого опта не превышает 5%. Подавляющее большинство дистрибуторов (более 90%) специализируются на логистике.
Учитывая тенденции, с большой долей вероятности можно прогнозировать, что российский оптовый рынок развивается по тому же пути и всё больше приобретает черты, свойственные зарубежной дистрибуции. Основными функциями дистрибуторов становятся не столько продажа продукции, сколько осуществление именно логистических функций — подготовка товара для конечной продажи (сортировка, упаковка) и организация товародвижения (транспортировка и складирование).
Тенденции развития ритейла в России
Что касается тенденций развития непосредственно ритейла, то количество торговых объектов все последние годы росло. Доля сетей в структуре распространения прессы увеличивается. При этом развитие сетей происходит преимущественно в регионах, что существенно увеличивает транспортно-лог
истические затраты национальных дистрибуторов, обслуживающих федеральные торговые сети.
После царившей на рынке гигантомании и повального открытия гипермаркетов торговые сети пробуют себя в мини-формате. Такие компании, как ‘Ашан’ и Metro, предпочитавшие раньше открывать большие магазины, заняты поиском в Москве небольших площадей — 3,5-6,5 тыс. кв. м. Сокращение аппетита ритейлеров в два-три раза эксперты связывают с тем, что все помещения большого формата по доступной цене в Москве уже выбраны. Как следствие, ограничения по площади будут приводить к сокращению ассортимента, представленного в сетях, в первую очередь это коснётся товаров не первой необходимости.
Система ценообразования в сегменте дистрибуции прессы в сети супермаркетов
Самым актуальным является вопрос рентабельности различных звеньев дистрибуции прессы. Жизнеспособность любого бизнеса находятся в тесной связи с показателем рентабельности.
Расходы по организации торгового процесса лежат на дистрибуторе. При этом зачастую доходы от реализации изданий не могут покрыть издержки на организацию продаж в связи с существующей на рынке проблемой низких цен на периодику. Издатели, имеющие существенные доходы от рекламы, зачастую продают издания с минимальными наценками. А низкая цена обуславливает и низкий доход дистрибутора.