Участники рынка проявляют все больший интерес к мобильному маркетингу. Но для успешного применения этого способа продвижения товаров компаниям нужно сначала приучить к нему рядовых пользователей сотовыми телефонами
Мобильный маркетинг часто путают с рассылкой рекламных сообщений через SMS. На самом деле это гораздо более широкое понятие, подразумевающее любые мероприятия, связанные с продвижением товаров и услуг с помощью мобильного телефона. Помимо текстовых сообщений можно использовать MMS, Bluetooth, WAP-порталы и т.д. ‘Примерно два года назад на нашем рынке в год проводилась всего одна кампания с использованием инструментов мобильного маркетинга, в 2009-м же почти каждый месяц мы можем наблюдать сразу несколько таких кампаний’, — говорит директор компании мобильного маркетинга Tuan Tuan Бедри Османоглу.
Интерес к продвижению товаров и услуг с помощью ‘соток’ легко объяснить. По словам координатора проектов ‘НоваМедиа’ Бибижамал Бекеновой: ‘Эффективность традиционных медиаканалов падает. Все рекламодатели предпочитают такие инструменты рекламы, как телевидение и радио, но отдача от них все меньше и меньше. И конечный потребитель все хуже воспринимает информацию, проходящую через эти каналы. Поэтому сейчас, особенно в период кризиса, мы говорим о том, что нужно больше нестандартных маркетинговых решений’. Тем более что, по ее мнению, ‘сейчас медиаарена меняется, если раньше потребитель отдавал большее предпочтение телевидению, радио, наружной рекламе, печатным изданиям, то теперь он больше интересуется цифровыми медиаканалами — Интернетом (блоги, игры, WAP), мобильными телефонами и тому подобным’.
Но есть и факторы, тормозящие развитие рынка. Например, несовершенство казахстанского законодательства, которое иногда порождает сложности во взаимоотношениях агентств по мобильному маркетингу и операторов сотовой связи. Другой неблагоприятный фактор — ‘спамеры’, которые портят имидж всем участникам рынка.
Код под крышкой
По словам коммерческого директора VAS-Development Асии Кусаиновой, пять лет назад одними из первых мобильный маркетинг в РК стали использовать телеканал Hit TV, пивоваренная компания Efes, производитель соков Juicy. Они проводили SMS-викторины, розыгрыши призов и т.п. Сегодня мобильный маркетинг активно используют сотовые операторы. В качестве примера можно назвать создание V-club (клуб лояльных потребителей) компанией GSM Kazakhstan или запуск Bluetooth-пушки в одном из торгово-развлекательных центров Алматы, через которую можно получать контент от Beeline.
Также мобильный маркетинг очень приглянулся компаниям из сектора FMCG. Здесь наиболее популярны простые рекламные акции, такие как ‘найди код под крышкой и отправь его на короткий номер’.
‘С помощью мобильного маркетинга можно оценить результативность акции. Вы можете определить, сколько людей участвовало, сколько купило товар. В случае, например, с рекламой по телевидению очень сложно оценить, сколько людей получили и усвоили эту информацию, — рассказывает г-жа Бекенова. — Мобильный маркетинг позволяет не только делать рекламу, но и собирать данные для маркетинговых исследований. Можно определить, кто покупает товар, в каких точках, какой товар более популярен, покупает ли этот человек другие товары этой марки. Например, Procter & Gamble делает подобного рода акции просто для того, чтобы сделать маркетинговое исследование, а не затем, чтобы за счет них повысить продажи’.
Заказчик акции может попросить, чтобы вместе с кодами, которые потребитель находит на товаре, он высылал также, например, свою дату рождения или город, где проживает. Таким образом, компания может собирать информацию о своих покупателях.
Импортный маркетинг
Объем рынка мобильного маркетинга в нашей стране можно оценить лишь приблизительно. ‘Можно предположить, что в доходах компаний сотовой связи доля мобильного маркетинга занимает от 0,02 — 0,05%, в денежном выражении это составляет от 300 до 920 тысяч долларов по итогам 2008 года’, — отмечает аналитик по рынку АО ‘Алтел’ Балзия Жомартбаева.
При этом рынок все больше переходит под контроль иностранцев. По словам г-жи Кусаиновой, первоначально, когда появилась услуга мобильного маркетинга, на рынке доминировали отечественные игроки. Но в 2007-2008 годах заказы в местные компании практически перестали поступать. Одновременно изменилось отношение операторов сотовой связи к компаниям, заним
ающимся мобильным маркетингом. После нескольких неудачных акций, вызвавших претензии абонентов, операторы сотовой связи ограничивают работу с рядом компаний и сотрудничают только с игроками, имеющими хорошую технологическую базу, репутацию и т.п.
Зато пришли иностранные игроки: россияне, турки. У них есть связи с головными офисами компаний-заказчиков, что дает им преимущество при работе в Казахстане.
Благодаря таким переменам к 2009 году на рынке обозначается несколько лидирующих игроков, таких как ‘дочка’ турецкой Mobilera ‘НоваМедиа’, казахстано-турецкий Tuan Tuan и казахстанский RGL Service. Остальным компаниям выживать становится сложнее, и многие из них сосредоточиваются на простой рассылке рекламных сообщений. Они часто вызывают негативную реакцию у пользователей услугами сотовой связью и попадают в разряд ‘спамеров’.