* Всего материалов на сайте:3,835

Реклама ресторанов — особая реклама

12.12.11

Реклама ресторанов   особая рекламаРеклама ресторанов в России стоит особняком от остальных видов рекламы. В силу специфики бизнеса на общественном питании реклама ресторанов — товар штучный и мало поддающийся стандартизации, но все же некоторые закономерности можно вычленить и здесь, если определиться с самим термином ‘ресторан’.

А тут у нас налицо гносеологическое противоречие в понимании этого термина между самими рестораторами и публикой, посещающей их.

С легкой руки ‘Макдональдса’ в постсоветской России рестораном называют уже любую бигмачную забегаловку при бензозаправке. И — в то же время — в общественном сознании исторически устоялось, что ‘ресторан’ это не просто общепит, а часть праздничной культуры. С исторически выработанными стереотипами потребления ‘ресторанных услуг’ всасываемых, что называется, с ‘молоком матери’.

До революции 1917 года рестораны уже стояли на вершине пирамиды общественного питания, возвышаясь как скала над ‘трактирами’, ‘кухмистерскими’ и прочими ‘кабаками’, в первую очередь, наличием европейской (чаще всего — французской) кухни, не всегда даже занимая верхнюю ценовую нишу. Намного реже это были рестораны смешанной кухни (‘Яр’) или русской кухни (‘Славянский базар’). Но это была довольно специфическая ниша подобных заведений, в которых не питались, а ‘гуляли’… с цыганами и даже медведями.

В СССР, с периода НЭП, ресторан — это уже повсеместно не просто место, где едят. Это ‘злачное место’, недоступное советскому человеку, в первую очередь по цене услуги. Место, где ‘гуляют’ бандиты, подпольные спекулянты и кавказцы с рынка ‘прожигают жизнь’, потому что при плановой советской экономике им больше их ‘нечестно нажитые’ деньги некуда было тратить. Остальные советские граждане ходили в ресторан крайне редко — отметить какое-либо торжество (свадьба, банкет по случаю защиты диссертации, юбилея и т.п.), и каждый такой поход в ресторан для большинства населения СССР был событием. В любом случае посещение именно ‘ресторана’ во времена исторического материализма всегда связывалось с обильной пьянкой.

В 60-е годы, как подвид дешевого ресторана для народа, возникли ‘кафе’, в которых поначалу не подавали крепкие алкогольные напитки, а цены на те же блюда были доступней. Особенно — в ‘молодежных’ кафе.

Все остальные места общественного питания, в которых был запрет на подачу алкоголя, в СССР проходили по категории ‘столовая’. То, что в народном сознании традиционно связано со словом ‘Общепит’, хотя организационно в эту категорию входили и кафе с ресторанами в стройную иерархию. Впрочем, как и все в Стране Советов.

С развитием кооперативного движения в период угара коммунизма естественным образом произошло то, за что еще Лев Троцкий критиковал НЭП. По его словам, коммунисты надеялись, что при Новой экономической политике в России застучат молотки ста тысяч сапожников, а на деле открылось лишь миллион ‘обжорок’.

Таким образом, прежде чем рекламировать рестораны, мы с неизбежностью сталкиваемся с необходимостью стратификации сложившегося за 20 постсовестких лет современного рынка общественного питания, и, в первую очередь, с необходимостью классификации тех мест, которые присвоили себе название ‘ресторан’. В современной России их можно разделить на три основные группы:

  1. ‘отдельные’ рестораны, имеющие индивидуальность и собственное ‘лицо’,
  2. ‘отельные’ рестораны при гостиницах, казино и прочих заведениях,
  3. сетевые рестораны.

Каждая из этих групп объектов рекламирования их услуг имеют разные целевые группы потребителей, и, таким образом, требуют совершенно разные решения по рекламе их услуг.

В первой группе наблюдается самое большое разнообразие заведений, как по основному показателю — среднему чеку, по тематичности интерьера, так и по целевой группе посетителей. От скромного ресторанчика типа ‘Шпилька’ в спальном районе до пафосного ‘Марио’, где даже нет цен в меню. Место расположения и здание, в котором находится ресторан, как оказалось, значения для его популярности не имеет. Тот же ‘Марио’ находится в весьма непрезентабельном здании бывшего завода, на неудобной для парковки улице, не дает никакой рекламы, однако же, в среде бизнесменов и чиновников высокого ранга пользуется завидной популярностью.

Также они делятся на действительные пункты общественного питания и ‘учебные’ рестораны, которые существуют, преследуя две цели: че
м-то занять ‘жен новых русских’, чтобы они не маялись дурью с безделья, или для отмывки денег, заработанных в какой-либо сфере, имеющей некоторые противоречия с законом. Учебные рестораны для рекламиста не интересны, так как рекламы они практически не заказывают.

Похожие новости: