Аэрозоль инфантилизма распрыскан в самой атмосфере современного мира.
Вы обращали внимание, глядя в свой ящик, что героями рекламы очень часто являются дети? Иногда они вместе с умиляющимися их аппетиту мамами и папами едят бульон ‘Кнорр’, иногда с расслабленным от деменции дедушкой до полной интоксикации пьют апельсиновый сок ‘Добрый’, иногда сами по себе резвятся на лужку, попив молочка ‘Домик в деревне’. Рекламируют они, пока не доросли до прокладок и тампаксов, вполне, так сказать, возрастные товары — соки, воды, пиццу, бульонные кубики и майонез ‘Кальве’, который, если верить телевизору, им очень нравится. Я тут видел в дачном магазинчике сценку, когда бойкий и плаксивый ребенок требовал от изнуренной жарой нищей бабушки-пенсионерки, приценивавшейся к синей куриной ноге, сникерс, тратиться на который ей явно было жаль. И она-таки купила ему, чтоб отстал, этого старшего брата кариеса и желудочных расстройств. Вот она, волшебная сила рекламы в действии.
Другой класс артистов рекламы составляют тинейджеры. Они мчатся на роликах, жонглируя банками пепси, и проверяют свое свежее дыхание на встречных девушках, дыша им прямо в рожу мятной жвачкой с ментолом. Те буквально на глазах обледеневают, не переставая при этом облизываться. Тут тоже все чисто: молодые оболтусы рекламируют товар для таких же, как сами, оболтусов. Все вполне логично: рекламируют же корм для собак вполне себе симпатичные шавка и сеттер-гордон.
Менее понятно, когда для рекламы пива привлекают артистов нездоровой полноты. Быть может, реклама намекает, что, мол, пиво опасно для вашей печени. Но типажность соблюдена: на телевидении находят для подобной рекламы из серии ‘надо чаще встречаться’ весьма убедительной подзаборной внешности натуру — наверное, в столичных театрах. Но здесь тонкость: если рекламным малышам вполне положено гугукать и строить рожицы, то взрослым дядькам-алкашам, любителям пива, такое не по возрасту. Однако именно это они и делают, резвясь, как дети. И это не дебильность артистов, а установка всей нашей рекламы. Установка на инфантильность.
Наверное, реклама и должна быть глуповата. Но не дебильна же. Она навязчива, приставуча, часто раздражает своим непрофессионализмом, когда можно голову сломать, чем занимаются на экране две немолодые барышни-блондинки в белых халатах выше колен, когда трут швабрами какие-то исполинские белые скалы. Не знаю, как вы, но я не с первого раза догадался, что это показывают, как надо чистить зубы, рекламируя при этом зубную пасту. Но главное, конечно, в том, что телевизионная реклама говорит со зрителем тем сюсюкающим тоном, каким глупые дяди и тети стараются подкупить чужого ребенка.
Отчасти рекламщики правы. Исследования психологов говорят, что в среднем наша молодежь в своем духовном развитии задержана лет на пять-шесть. И, скажем, 20-летние студенты при всех опросах устойчиво называют среди своих любимых книг ‘Гарри Поттера’ — книжку для среднего школьного возраста. Иногда еще и ‘Тимура и его команду’. Впрочем, возможно, они после своих 14-ти просто-напросто больше ничего не прочитали, играя в компьютерные игры и переписываясь специальным птичьим языком по и-мейлу или с помощью эсэмэсок. И какую же рекламу вы прикажете предлагать этой своеобразной аудитории, которая по определению и составляет основу массового потребления? В конце концов реклама должна ведь быть доходчива.
Непроходимая тупость пугливых рекламных теток, боящихся пятновыводителей, мудрость пожилой тещи, учащей свою великовозрастную дуру-сноху, как надо жарить яичницу на постном масле, прилично одетая с глазами рыбы девушка, по виду продавщица парфюмерного магазина, до изнеможения борющаяся с микробами в унитазе, — это самые обычные образцы экранной рекламной олигофрении. Скажу по секрету, что все это позаимствовано у телевидения одной большой страны за океаном: там тоже пожилой коммивояжер еврейской наружности часами показывает на экране политкорректно-чернокожей толстой дурынде, как выводить жирные пятна на скатерти, обильно поливая изгаженную тряпку какой-то синей жидкостью собственного изобретения из большого пузыря.
Увы, инфантильность — свойство отнюдь не одной рекламы. Ведущие всяческих шоу с готовностью перенимают ее стиль. С ее бодрящими придурочными интонациями веду