Взвешивая возможности использования ресурсов других организаций с возможностями развития собственного производства, руководство предприятия вплотную подходит к решению проблемы ‘производить или покупать?’. Взвешивая ‘за’ и ‘против’ внедрения аутсорсинга, необходимо учитывать различные стимулы к использованию аутсорсинга или к отказу от него. Наконец, существуют чисто эмоциональные причины. Руководство некоторых компаний гордится их масштабами.
Взвешивая возможности использования ресурсов других организаций с возможностями развития собственного производства, руководство предприятия вплотную подходит к решению проблемы ‘производить или покупать?’.
На решение ‘производить, а не покупать’ , могут повлиять следующие факторы:
- Слишком маленький объем продукции и/или отсутствие заинтересованности поставщиков в ее продаже.
- Требования к качеству так точны или необычны, что необходимы особые методы обработки, которыми поставщики не располагают.
- Гарантированное снабжение или баланс снабжения и потребности.
- Сохранение технологических секретов.
- Снижение расходов.
- Получение преимущества и/или отсутствие простоя оборудования и/или рабочих.
- Обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей корпорации, в то время как поставщики испытывают неудобства из-за нестабильности спроса.
- Отсутствие зависимости от одного источника поставок.
- Вопросы конкурентоспособности, политические, социальные вопросы или вопросы защиты окружающей среды могут вынудить компанию производить изделия, даже если компании предпочтительнее их покупать. Когда конкурент приобретает в собственность ключевой источник снабжения сырьем, это может вызвать адекватные действия. Многие страны настаивают на том, чтобы определенный объем сырья перерабатывался внутри национальных границ. Компания, расположенная в районе с высоким уровнем безработицы, может принять решение о производстве конкретных изделий для облегчения ситуации с занятостью. Часто принимаются решения обрабатывать побочную продукцию для того, чтобы не загрязнять окружающую среду. В каждом из приведенных случаев стоимость может не являться ключевым вопросом.
- Наконец, существуют чисто эмоциональные причины. Руководство некоторых компаний гордится их масштабами.
Решение ‘покупать, а не производить’ чаще всего может быть принято по следующим причинам:
- Желание сосредоточиться на основных видах деятельности.
- Необходимость повышения качества обслуживания.
- Острая потребность в снижении затрат.
- Компании не хватает административного или технического опыта для производства нужных изделий или услуг.
- Избыточное производство может заставить компанию выйти на рынок и даже конкурировать с ее бывшими поставщиками. Это может сказаться на отношениях с другими поставщиками или клиентами.
- Поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потребителя покупать их комплектующие. Как правило, такие комплектующие — это детали с торговой маркой, делающие конечный продукт более привлекательным для потребителя. Производители строительного оборудования или оборудования для горных разработок часто побуждают клиентов назвать предпочтительного для них производителя электрических компонентов этого оборудования и рассматривают такой вариант в качестве преимущественного при продаже их оборудования.
- Необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности.
- Часто трудно отменить принятое решение. Сочетание общего давления и инерции руководства способствует сохранению существующего положения.
- Трудно определить истинные долгосрочные расходы, связанные с решением о производстве. По опыту известно, что когда руководство определенно привержено той или иной политике снабжения, нетрудно построить расчеты таким образом, чтобы оправдать изначальное решение и его реализацию.
- Существует большая гибкость в выборе возможных источников и изделий-заменителей.
- Компании должны определить, где их деятельность по созданию добавочной стоимости является частью основного бизнеса и где они желают отделить себя от других. В последние 10 лет наблюдается тенденция пересмотра решений о производстве или покупке в свете существующей сегодня
конкуренции. Эта тенденция наряду со значительными возможностями рынка побудила многих заняться покупкой или поиском внешнего источника снабжения, - Наличие квалифицированных специалистов по снабжению.
- Процесс приобретения обычно требует меньше накладных расходов.
Взвешивая ‘за’ и ‘против’ внедрения аутсорсинга в практику деятельности компании, необходимо учитывать такой фактор, как успехи, уже достигнутые конкурентами с помощью этого инструмента, и, соответственно, стимулы к использованию аутсорсинга или к отказу от него. Важную роль здесь играет и мнение высшего менеджмента компании, а именно: видит ли руководство реальные перспективы и улучшения, которые несет использование аутсорсинга в каждом конкретном случае? Решение об использовании аутсорсинга всегда связано с определенным риском, а реальность получения немедленной выгоды в виде сокращения издержек вызывает немалые сомнения. Тем не менее использование аутсорсинга сегодня — это объективное требование внешней среды, во многих ситуациях — залог выживания организации.