Если перефразировать данный вопрос с вежливого бизнес-сленга (‘что эффективнее’) на повседневный человеческий, он будет звучать именно так: что круче — PR или SMM? Такие вопросы происходят из той же области, что и детские споры: кто сильнее — Кинг-Конг или Годзилла.
Предположим, я владелец не очень большого бизнеса или мне просто урезали бюджет на продвижение в интернете. И вот я прихожу в агентство, которое занимается SEO, пиаром, продвижением в социальных сетях и блогах и тому подобными модными вещами. На кого мне поставить свою скромную ставку, чтобы не потерять все деньги: на загадочный пиар или непонятный смм?
То, что я сейчас описал — это никакая не умозрительная картинка. Именно так все и происходит на практике в большинстве случаев. Клиенты не приходят с готовым решением; они не знают, что выбрать и почему.
Загадочный вопрос интернет-продвижения
Наша недавняя акция ‘5 вопросов’ дала обильную пищу для размышлений. Мы даже вычислили три самых ‘загадочных’ вопроса в интернет-маркетинге с точки зрения среднестатистического клиента. Вопрос ?1 — это как раз тема различия между PR и SMM. Заказчики не знают, ‘что круче’ потому, что не понимают функций обоих видов деятельности.
Самое удивительное, что ответ на вопрос не знают даже некоторые агентства. ‘В чем отличие PR от SMM?’ — об этом нас спрашивали несколько маркетинговых компаний из регионов. Я уже не говорю про то, что SMM каждый второй путает с SMO.
В этой статье я постараюсь дать ответ на вопрос ‘Ху из Ху?’ Не претендую на научную точность хотя бы потому, что у PR существует несколько десятков определений. Например, SMM (продвижение в социальных медиа) можно считать частью PR, а можно — вполне самостоятельной дисциплиной. PR и SMM объединяет то, что они работают на создание положительного имиджа. В отличие от рекламы, они не нацелены на получение немедленного результата в виде продаж. Приток новых клиентов и продажи — один из результатов PR и SMM, причем не всегда самый главный. Например, целью SMM может быть поддержка существующих клиентов, повторные покупки/обращения, формирование лояльного круга покупателей.
Первым на ринг выходит PR
PR существует столько же, сколько и род человеческий. Это набор техник, которые потенциально могут оказать влияние на поведение и точку зрения целевой аудитории: от соседа до целых народов.
Главное слово PR — это ‘влияние’. Поэтому пиар является преимущественно односторонней коммуникацией: я влияю на других, а на меня не влияет никто. Самая циничная форма пиара — это манипуляция людьми с помощью подтасовки фактов или ‘поэтической правды’ Геббельса, ключевого пиарщика 30-х. Бизнес любит пиар, потому что влюбить в себя и свой товар — это надежный путь к обогащению.
В практике маркетинга PR выглядит не таким зловещим. Весь потенциал пиара сводится к распространению нужной информации, которая может подогреть ЦА, превратив обычных ‘холодных’ людей в клиентов. Пиар работает как микроволновка, превращая полуфабрикат в готовое к употреблению блюдо. Был просто человек, мы его подогрели правильной информаций, и он превратился в клиента. Пиар хорош тем, что его плоды — в отличие от рекламы — остаются свежими длительное время. Мы все свидетели, как почти безо всякой рекламы слетают с полок новые гаджеты Apple несмотря на их небезупречные технические характеристики и высокие цены.
Что это означает для клиента? Он должен готовиться к длительной бомбардировке информацией из всех доступных орудий. Это рассылка пресс-релизов, размещение статей, организация мероприятий, публикация в Сети фото и видео, проведение онлайн-интервью и веб-семинаров.
ЦА PR-кампании получает и потребляет инфопродукт, а диалога между компанией и потенциальными клиентами обычно не происходит. Компания регулярно генерирует информацию и забрасывает ее в люди, а дальше все происходит без ее участия.
В PR в качестве орудий, с помощью которых происходит ковровая бомбардировка, использутся традиционные каналы: СМИ, мероприятия и сарафанное радио. Поэтому компания должна научиться общаться с еще одной категорией ЦА, которая обычно не фигурирует в других направлениях маркетинга. С представителями СМИ.
Целевой аудиторией PR часто бывают не столько непосредственно потребители, сколько корреспонденты и редакторы журналов, газет, ТВ или веб-сайтов. Те, в свою очередь, способны повлиять на конечное содержание сообщения (статьи, новости и т. п.): переписать
, сократить, дать свой комментарий или вообще выбростить в корзину. Заказчик PR-кампании вынужден подстраиваться под этих посредников. Если этого не сделать, можно забыть об успешном пиаре.
Третья особенность PR заключается в том, что этим каналом могут пользоваться все компании, любого размера и профиля деятельности. Ограничений не существует. PR может принести пользу каждому.
Итак, для того, чтобы приготовить PR-кампанию, нужно состряпать информационный продукт, найти канал(ы) распространения, запустить его в люди, ждать возможной реакции. Неоднократно повторить для накопления эффекта.
В красном углу молодой боец SMM
SMM очень похож на PR, потому что также отвечает за имидж, который формируется с помощью информации. Главное отличие SMM заключено в самом названии: маркетинг в социальных медиа. SMM работает с новыми интернет-каналами распространения инфопродукта: блогами, социальными сетями, форумами, новостными агрегаторами и т. п.
Это меняет все. Если в PR главное слово — ‘влияние’, то в SMM — ‘взаимовлияние’. В PR мы из-за угла кидаем инфогранату и подсчитываем жертвы, в SMM гранаты бросают все во всех, в том числе в нас. В SMM нет четкого разделения на создателей и потребителей информации. Здесь все создатели и потребители. Пиар — мир односторонней коммуникации, SMM — двухсторонней и многосторонней.