Как правило, в ситуации местных выборов больше отказывающихся от голосования, поскольку еще сохраняется неверие в возможности местной власти и вообще какие бы то ни было перемены. Нежелание участвовать в голосовании не исключает данную аудиторию из фокуса внимания политической рекламы.
Ее задачей становится сначала привлечение ‘отказников’ к самому процессу голосования, формирование потребности участия в выборах, затем трансформация этой потребности в установку голосовать определенным образом.
При оценке данных социологических исследований стоит помнить, что восприятие самими людьми собственного материального положения может не совпадать с выкладками социологов, особенно в регионах, где уровень жизни существенно отличается от жизни в крупных городах, а определяемые потребительские ‘корзины’ не соответствуют реальным потребностям в самом необходимом. Кроме того, важен психологический ‘потолок’ материальных запросов избирателей — т.е. недовольными, например, экономическими преобразованиями, могут быть как люди объективно малоимущие, так и те, кто имеет достаток. В тесное взаимодействие с фактором материального положения вступают тип мышления граждан, и характер восприятия ими окружающего мира.
Религиозные и географические отличия и связанные с ними политические традиции, местное и политическое окружение, как факторы, формирующие политический выбор, в условиях местных выборов приобретают особое значение. В условиях России географический фактор — это прежде всего фактор этнический. Распад социалистической ‘империи’ усилил этнодифференцирующие тенденции в российском обществе. Самосознание этноса как отдельной, отличной, а порой и противостоящей другим общности, воплощается в стереотипах поведения, мифах, ритуалах, символах, традициях. Планируя рекламную кампанию, необходимо учитывать все эти особенности. В поведении избирателя большое значение имеет и групповое влияние позиций большинства населения в местности, где он проживает, — не случайно и в маленьких городах существует так называемое голосование кварталов.
Приведем результаты одного из исследований предпочтений избирателей в регионах относительно качеств, которые они хотели бы видеть в своем потенциальном избраннике. Эти предпочтения располагаются следующим образом: на первом месте — порядочность, честность (22,3%), на 2 месте — ответственность перед избирателями (18%), на 3 месте знание местных условий жизни, на 4 месте — доброта, справедливость (9%), на 5 месте — деловитость, предприимчивость (8,6%), на 6 месте — эрудиция, интеллигентность (7,4%).
В выборах в местные органы власти в последнее время сталкиваются интересы местных претендентов и кандидатов ‘со стороны’. Существует различный подход к имиджевой стратегии популярного политика и малоизвестного. В региональных выборах акценты несколько смещаются — местный кандидат может быть хорошо знаком избирателям, особенно если он занимает какой-либо пост, либо баллотируется повторно, а о ‘чужаке’ сведения весьма приблизительные, если только это не личность, обладающая всенародной известностью. Для неизвестного появление в избранном крае лучше в период затишья, когда немного политических событий. Впервые появляющийся на публике политик (в нашем случае, появляющийся перед новой публикой политик) должен совершить ряд символических действий — в первую очередь, решительно определиться. Как мы сказали ранее, идеологические предпочтения в ряде регионов уже стали традиционными. Скажем, Ростовская область считается ‘красной’ зоной. Вероятнее, здесь лучше пройдут ‘носители’ новой коммунистической идеи. Отстройка от конкурентов возможна по пути объявления монополии на какую-либо политическую идею или политический ярлык. Если идеологическое противостояние не слишком напряженно, можно выделиться, акцентируя нравственные качества — честность, нравственность, доступность народу. Подчеркнуть свои преимущества перед противниками возможно, предлагая более короткие (или реальные) сроки, более эффективные (простые, действенные, по мнению избирателей) способы и средства решения проблем. Что касается самой постановки задач, то всегда, на выборах любого уровня, стоит помнить о соответствии этого самого уровня и возможных полномочий, то есть не предлагать того, что заведомо ‘не в нашей власти’. Глупо на выборах губернатора обещать остановить инфляцию, продолжать экономические реформы, гораздо грамотнее обозначить пути выживания округа в ситуации кризи