Бизнес по перехвату чужих брэндов приобрел колоссальный размах. Промышляющие этим предприниматели ворочают десятками и сотнями миллионов долларов, применяют все более агрессивные методы и атакуют не только зарубежные, но и российские марки. Бороться с захватчиками сложно, но необходимо.
Ни один обладатель сильного брэнда не может спать спокойно, если работает или собирается работать в России. Потому что не дремлют те, кто избрал своим бизнесом профессиональный перехват чужих торговых знаков. Малейшее упущение или юридическая неточность принимается такими людьми как руководство к действию: незамедлительной регистрации товарного знака на свое имя.
‘Зачастую уверенность компаний в неуязвимости своего товарного знака для мошенников — миф, иллюзия. И мне много раз удавалось доказать своим клиентам несерьезность таких иллюзий, — делится наблюдениями Вадим Усков, директор юридической компании ‘Усков и Партнеры’, специализирующейся на защите брэндов от всевозможных захватов.- Мы моделируем самые очевидные способы паразитирования и перехвата брэнда и выясняем, что клиент сможет противопоставить тому или иному вирусу. Как показывает опыт, неуязвимых брэндов не существует. Поэтому абсолютной уверенности быть не может’.
И хотя очевидно, что наиболее надежной защитой для брэнда является регистрация прав компании на него, товарные знаки многих предприятий по-прежнему достаточно слабо защищены. А значит, открыты для атак профессиональных захватчиков брэндов или недобросовестных конкурентов.
Едва ли швейцарская компания Novartis, вкладывая сотни тысяч долларов в продвижение своего брэнда ‘Длянос’, ожидала, что ее права на этот товарный знак могут быть аннулированы. Между тем в октябре арбитражный суд Москвы удовлетворил соответствующий иск известного регистратора чужих товарных знаков Сергея Зуйкова. В похожей неприятной ситуации оказалась и питерская компания ‘Орими Трэйд’, выпускающая чай под брэндами ‘Принцесса Нури’, ‘Принцесса Гита’, ‘Принцесса Ява’. В конце октября неожиданно выяснилось, что другой заметный игрок на рынке — компания ‘Май’ (чайные марки ‘Майский’ и ‘Лисма’) подставила подножку конкуренту. Зарегистрировав несколько лет назад на себя товарный знак ‘Гита’, компания ‘Май’ долго ждала, когда соперник вложит достаточно средств в раскрутку своей ‘Принцессы Гиты’. А теперь объявила, что начала выпуск чая под брэндом ‘Гита’. Очевидно, ‘Май’ надеется на высокую популярность продукта благодаря хорошей узнаваемости другой марки, содержащей слово ‘Гита’.
Формально компании, играющие на слабостях чужих торговых марок, в обоих описанных случаях действуют вполне в рамках закона. Также, впрочем, как и большинство махинаторов чужой интеллектуальной собственностью. Пробелы в российском законодательстве позволяют профессиональным перехватчикам брэндов действовать исключительно легально и вполне открыто. Их нельзя воспринимать как мошенников, которых, если поймают, обязательно накажут. Эти ловкие граждане до сих пор весьма успешно доказывают свою правоту в судебных спорах. Подход к оценке таких захватчиков необходимо изменить: они — объективная реальность, к существованию которой следует приспосабливаться, чтобы избежать захвата своего брэнда. А если нападение все же произойдет, встретить врага во всеоружии.
За право работать под своей вывеской в России с компании Starbucks требуют $1 млн .
Прогрессивное пиратство
Американская компания Starbucks Corporation давно планирует открыть свои кофейни в России. Однако готовится к выходу в нашу страну основательно, подробно изучая рынок и свои возможности на нем. Одновременно одна из крупнейших сетей кофеен в мире (8 тыс. точек более чем в 30 странах) изучает все возможные риски в России и старается заранее от них защититься. Так, например, корпорация еще в конце 1990-х зарегистрировала на свое имя в нашей стране товарный знак Starbucks Coffee.
Однако два года назад нашлась компания, обнаружившая в столь давней регистрации слабую сторону. По обновленному закону ‘О товарных знаках’ регистрация марки может быть признана недействительной, если владелец не использовал брэнд на протяжении трех лет и более. Компания подала в палату по патентным спорам Роспатента просьбу аннулировать регистрацию товарного знака на имя американской корпорации. Недавно стало известно, что просьбу удовлетворили. Палата Роспатента лиши
ла американцев права использовать в России их собственное имя, под которым они работают по всему миру.
А вскоре Роспатент удовлетворил и просьбу российской фирмы ООО ‘Старбакс’, никакого отношения к американцам не имеющей, о регистрации товарного знака Starbucks на ее имя. И теперь, как сообщил СФ осведомленный о деталях дела источник, ООО ‘Старбакс’ собирается открыть ресторан под такой маркой.
‘Это все известные люди, зарабатывающие деньги на перепродаже товарных знаков. Они уже обращались к нам с предложением купить у них знак Starbucks,- рассказывает адвокат московского офиса Baker & McKenzie Владимир Шитиков, представляющий интересы американской корпорации.- Такие люди работают по-крупному. Эта же группа товарищей недавно требовала от другого нашего клиента за выкуп знака $100 тыс. Клиент взвесил расходы на адвокатов и согласился выплатить им деньги после того, как нам удалось снизить сумму до $50 тыс. Товарищам это, видимо, понравилось, и они решили то же самое сделать со Starbucks. Только потребовали уже не $100 тыс., а $1 млн. Мы не согласились, и теперь будем отстаивать права этого клиента в суде’.
Проблема патентного рэкета может затронуть и российские компании, выходящие на рынки стран ближнего зарубежья. Так, летом нынешнего года сразу нескольким владельцам пивных брэндов пришлось познакомиться с казахским ‘марочным рэкетом’. Местная компания ОАО ‘Фарватер’ зарегистрировала на себя марки ‘Бочкарев’, ‘Старый мельник’, ‘Сибирская корона’, ‘Красный восток’ и стала шантажировать их российских владельцев. В частности, она требовала либо выкупить у нее эти знаки, либо вести экспорт исключительно через ее представителей. Решить проблему удалось при помощи профессионального объединения, возможности которого, несомненно, были значительно больше, нежели возможности одной компании. Союз российских пивоваров, используя свои связи, обратился к министру юстиции Казахстана с просьбой урегулировать ситуацию и признать действия ‘Фарватера’ актом недобросовестной конкуренции. В министерстве с доводами Союза согласились.