За два последних года интернет научился выбирать собственных поп-звезд: Петр Налич, Сюзанна Бойл, Эдуард Хиль… Главное, что объединяет интернет-мемов — исполнителей, приобретших популярность благодаря Сети, — их явная странность, несерьезность и даже ненормальность. Прикол, ржачка — именно то, что нужно офисному планктону, чтобы расслабиться на работе
Столичный клуб «16 тонн» объявил о том, что 24 апреля здесь состоится концерт Эдуарда Хиля. Год назад такой анонс был бы воспринят местной музыкальной общественностью как ответ другому популярному заведению — «Икре», которая время от времени устраивала концерты Михаила Боярского. И в том, и в другом случае речь идет о непрофильных мероприятиях. Площадки, соревнующиеся в актуальности и модности, изредка разбавляют передовой репертуар приятным ретро, имея гарантированную поддержку весельчаков из интернета. В случае с Михаилом Боярским детские воспоминания нынешних 20-30-летних вошли в резонанс с гомерическим хохотом на Udaff.com и прочих ресурсах, отвлекающих офисный планктон от работы. Год назад господин Хиль был бы довольно хилым ответом. Теперь речь идет о концерте, без шуток, самого востребованного певца в мире.
Чтобы получить приблизительное впечатление о масштабах популярности 75-летнего исполнителя, достаточно зайти на сайт Ipetitions.com. Там собрана инициативная группа, которая требует организовать мировое турне исполнителя вокализа «Я так рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» Мистера Трололо, то есть Эдуарда Хиля. На данный момент за гастроли проголосовали около 3 тысяч человек по всему миру. В группе «В контакте», посвященной интернет-феномену, числится 31,5 тысячи участников. В Facebook у Трололо почти 40 тысяч поклонников. Но больше, конечно, впечатляют цифры на YouTube. Основным источником сетевой заразы считают аккаунт пользователя RealPapaPit. Здесь телесъемка почти 35-летней давности была размещена 26 ноября 2009 года. Число ее просмотров составляет примерно 3,5 млн. Это, так сказать, «классический Трололо». Плюс огромное количество разнообразных видеообработок и, конечно, кавер-версия австрийского актера Кристофера Вальца, который вскоре после получения «Оскара» за роль фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» предстал в образе Мистера Трололо в комическом шоу Джимми Киммеля.
Сайт «16 тонн» сообщает, что толчком для мирового помешательства на Мистере Трололо стала радиостанция «Серебряный дождь», на волне которой забытую песню прокрутили в октябре прошлого года. Трек записал с эфира некий заокеанский слушатель, который, проникшись, выложил в свой блог видеозапись песни. Феномен Мистера Трололо пошагово описан в энциклопедии сетевых субкультур Lurkmore.ru. Там говорят, что ролик с песней Эдуарда Хиля чуть ли не полгода скитался по блогам, прежде чем стать хитом на аккаунтах пользователей YouTube с волшебными именами qqzya и RealPapaPit. Подробное описание триумфального шествия Мистера Трололо на Lurkmore.ru составлено на жаргоне отпетых веб-юзеров и требует отдельного перевода. И нет сомнений, что расшифровкой этого мудреного текста занят сейчас не один российский продюсер. Потому что всем же хочется сделать в шоу-бизнесе бомбу, используя только лишь социальные сети, то есть не вкладывая ни копейки.
О том, что имя артисту можно сделать за счет социальных сетей, отечественное музыкальное сообщество задумалось в 2007 году, когда на головы бедных интернет-юзеров свалился Петр Налич с рукодельным роликом на остроумную псевдобалканскую композицию Gitar (3 млн просмотров). Потом был явно не совсем вменяемый юный композитор Николай Воронов со снятым в спортзале школы видео «Белая стрекоза любви» (700 тысяч) и пермский персонаж Сява с матерным клипом «Бодрячком» (2,5 млн). Из-за кордона принесло Сюзанну Бойл — 48-летнюю шотландскую домохозяйку, участницу конкурса Britain’s Got Talent. Конкурс она не выиграла, но зато ее выступление набрало 39 млн просмотров в YouTube, следствием чего стал контракт с Sony Music и «платина» дебютного альбома за три месяца до релиза. Но наших музыкальных боссов интересуют прежде всего, конечно, механизмы функционирования интернет-мемов в родной постсоветской среде.
Самая благодатная среда для вирусного распространения подобных роликов — офисная. Смешная картинка или ролик с фриками для клерков — способ отвлечься от рутины. Клерки могут позволить себе передышку буквально на считаные минуты или секунды. И чаще всего они расходуются на то, чтобы посмотре