Рекламный сервис Pixazza намерен стричь купоны с фотографий, и, по мнению экспертов, это вполне может сработать
На рынке интернет-рекламы появился игрок, техническая концепция и бизнес-модель которого в скором времени могут стать мейнстримом. В конце марта 2009г. американский стартап Pixazza, Inc. запустил сервис Product in Picture. С точки зрения пользователя это выглядит следующим образом: заходишь на свой любимый сайт (который должен, конечно, сначала стать партнером Pixazza), видишь на фото прелестную девушку в симпатичной кофточке, соблазнительной юбочке и ультрамодных солнечных очках (или мачо в изумительной футболке) и думаешь: ‘Вот бы мне такое!’ А потом наводишь курсор на картинку, и на каждом предмете одежды появляется своего рода электронная бирка с информацией о том, где, как и за какие деньги можно купить ту самую кофточку, юбочку или очки. Кликаешь и покупаешь. На радость себе, продавцу и Pixazza, которая получает скромное вознаграждение, деля комиссионные со своими торговыми партнерами.
Концептуально, но не технически что-то отдаленно похожее делает гугловская рекламная система Adsense. Недаром Google числится среди инвесторов молодой частной компании, привлекшей в первом раунде венчурного финансирования $5,75 млн. Какова в этой сумме доля Google, представители поисковика не раскрывают, но говорят, что цель инвестиций — поддержка многообещающей инновационной рекламной технологии.
Другие поверившие в перспективу интерактивного начинания — венчурные фонды August Capital и CMEA Capital и индивидуальные инвесторы вроде ‘ангела’ или даже ‘суперангела’, как его называют, Рона Конвея, а также глава LiveOps Мэйнард Уэбб и главный финансист Facebook Гидеон Ю. Кстати, в Pixazza теперь работают выходцы из LiveOps, а вообще компания создана в 2008 году командой, пришедшей из Netscape. Надо полагать, такие корни и репутация не в последнюю очередь способствовали тому, что новый бизнес сумел-таки найти средства, необходимые на запуск и развитие, несмотря на экономический кризис.
Нет софта, совершеннее мозга человека
Сервис на данный момент охватывает только одежду и аксессуары. Однако в будущем предполагается расширить набор категорий рекламируемых таким интерактивным образом товаров. Кроме того, если комиссионные, причитающиеся Pixazza, пока рассчитываются исходя из объема продаж, то в дальнейшем готовится переход на ‘покликовые’ отчисления, а также выплаты в зависимости от количества демонстраций изображения продукта на фото. Техническая сторона превращения статического изображения в интерактивную рекламу не очень сложна. Сайтам, желающим подключиться к партнерской системе Pixazza, достаточно дополнить свои коды строчкой на JavaScript, чтобы иметь возможность загрузить виджет Pixazza, благодаря которому и всплывает на фотографии вся необходимая информация о товаре. Все программное дооснащение, заверяют в Pixazza, занимает несколько минут и больше никаких усилий не требует.
Получается, что, приложив минимум усилий, интернет-издатели получают на свои странички дополнительную и небесполезную ‘фишку’, благодаря которой растет трафик. Момент истины наступает тогда, когда пользователь решает купить то, что понравилось, и, не уходя с сайта, приобретает понравившееся у торговых партнеров Pixazza, принося ей комиссионные, которые она делит с конкретным издателем.
Торговых партнеров у новой системы пока 60, и среди них немало знаменитых брендов, включая Macy’s, Zappos.com, Amazon.com, Bluefly, eLuxury, Overstock.com. Объем базы данных по товарам — свыше 2 млн единиц. И тут, как это ни удивительно в век высоких технологий, в игру вступает практически ручной труд. На сайте Pixazza висит постоянная страничка — обращение к желающим подработать на домашнем компьютере. Никаких специальных навыков для этого не надо. Поэтому изначально к делу привлекались сотрудники, их родственники, друзья и знакомые, их родственники, друзья и знакомые и так дальше по цепочке. Сейчас откликнуться на объявление может практически любой, было бы у него свободное время и желание немного подзаработать. Волонтерам предлагается распознавать нужные фрагменты на изображениях и совмещать их с имеющейся в базе данных информацией, то есть, проще говоря, как раз и делать те самые электронные бирки — чем больше, тем лучше. В Pixazza считают, что нет сегодня таких алгоритмов, которые справились бы с этой задачей так же хорошо, как глаза, мозг и руки человека.
ЛожкА дегт
я
‘GlooMedia (www.gloomedia.com) делал такое еще несколько лет назад. Я помню, видел демоверсию на конференции по цифровым технологиям в Голливуде. Выглядело все и работало в 100 раз лучше’, — недоволен Pixazza пользователь Digital Advertiser. И, вполне возможно, недовольным будет не он один. Инженерам стартапа придется постараться, чтобы бирки не тормозили загрузку ресурсов. Если не получится, это может поставить крест на перспективах компании. Пока ее глава Боб Лисбонн заверяет, что замедление составляет какие-то немыслимо незначительные доли секунды — 200 миллисекунд, если точно, то есть реально оно незаметно. Еще одна сложность — психологическая: не всем пользователям могут нравиться обвешанные бирками картинки. Они могут раздражать людей, что признает и Боб Лисбонн. Однако он надеется, что все-таки не в такой мере, как выделенные в текстах слова, которые очень часто имеют весьма отдаленное отношение к тому, что люди ищут на самом деле, всплывающие окошки с рекламой и все прочее в таком роде.
И наконец, есть серьезные сомнения в том, что люди, решившие просто побродить по сайтам и случайно, бессистемно разглядывающие в Сети какие-то фотографии, вдруг начнут задаваться вопросом, а не купить ли такую вот блузку или вот такое пальто. Пришли-то они на тот или иной ресурс вовсе не с целью шопинга. И уж тем более маловероятно, что они тут же и примут решение о покупке. Хотя, с другой стороны, пока не ясно, сколько на самом деле пользователей должно все-таки кликнуть на бирки Pixazza, чтобы эта бизнес-модель оправдала себя. Возможно, что не так и много, и Pixazza этого вполне хватит. В конце концов, все дело в привычке, тем более что сама идея интерактивной рекламы, так или иначе и раньше или позже, все равно была бы осуществлена — она просто носится в воздухе. ‘Нечто подобное приходило в голову одному западному бренду, продвигающемуся в России, — вспоминает партнер PRStudio Людмила Исковских. — Правда, это была идея не столько партнерской системы, сколько сложного, системного каталога, в котором представлен продукт и сопутствующие товары. Концепция Pixazza интересная и, думаю, жизнеспособная. В нашей стране до реализации она не дошла и немного отличалась тем, что картинки можно было бы переделывать: брать девушку в серой кофточке и ‘переодевать’ ее в красную или вообще другого фасона и смотреть, как это все сочетается. Думаю, это далеко не все, на что способны интерактивные технологии в Сети, и нас еще ждет много сюрпризов’.