На сегодняшний день в связи с интенсивным развитием рекламного рынка не только России, но и всего мира, реклама представляет все больший интерес. Ежедневно, в условиях жесткой конкуренции каждый производитель осознает необходимость создания не только нового, а еще и особенного рекламного сообщения. Ни для кого не секрет, что эффективность достигается при правильном и целенаправленном воздействии на потенциального покупателя, в котором должны правильно совмещаться изображение товара, текста, слогана, а так же цветовое оформление. Цвет является неотьемлимой частью каждого из перечисленных элементов и всей рекламы в целом.
Акцентируя внимание на цветовом оформлении, следует сказать, что при его создании каждый рекламист должен опираться на определенные закономерности. Так, например, реклама медицинского центра, занимающегося проблемами наркомании и алкоголизма, выполнена пурпурным цветом на белом фоне. Какую реакцию может вызвать данное сообщение?
Если он (‘творец’) опирался на общепсихологические закономерности цветового воздействия и хотел с помощью красного оттенка вызвать чувство угрозы или предупредить об опасности, то почему выбран красный цвет? Например, черно-белый мог бы вызвать ассоциацию перехода из ‘тьмы’ в ‘свет’. Так левая половины рекламы оформлена белым, а правая-черным, что дает при чтении слева-направо эффект перехода из светлого в темное. Кроме того, уникальность медицинского центра описывается на черной половине белым шрифтом. Возникает ощущение, что рекламист подобрал такие сочетания для контраста, что бы сделать сообщение более выделяющимся на фоне других, не задумываясь при этом о воздействии каждого оттенка.
При выборе цветового оформления для печатной рекламы необходимо помнить, что все элементы сообщения находятся в непосредственной взаимосвязи: сам объект рекламирования, его изображение и текстовое описание в целом. Если цветовое оформление рекламы может меняться в каждой новой рекламной кампании, например, в зависимости от продукта, который в данный момент позиционируется, то цвет торговой марки остается неизменным на протяжении долгого времени. Конечно, оформление марки зависит еще и от позиции конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию. Современные же специалисты в области маркетинга, психологии и рекламы в последнее время проявляют повышенный интерес именно к этой проблеме. Сейчас трудно встретить в рекламной индустрии человека, который бы не считал проблему цвета в рекламе важной. Итак, цвет является одним из наиболее значимых элементов рекламы, способных повлиять на принятие решения о покупке не меньше, чем слоган или внешний вид продукта. Цвет — связующее звено в рекламном сообщении, вносящее определенные коррективы в восприятие информации.
Всем известный немецкий писатель и ученый В.Гете, автор работы ‘К учению о цвете’, писал: ‘цвет… оказывает известное действие на чувство зрения…, а через него и на душевное настроение…’ Да, и впрямь, по истечению времени с эти высказыванием невозможно поспорить. Но при этом современные исследователи расширили данное определение, придя к выводу, что цвет, скорее всего функция восприятия, придающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Если вникнуть в это понятие глубже, то становиться понятно, что это определение особенно подходит к рекламе, т.к. она обязательно должна донести до получателя информацию об объекте. При этом цвет обычно не воспринимается абстрактно, он связан с какими- либо конкретными предметами. Поэтому упоминание того или иного объекта может порождать ассоциацию его с цветом, а при виде цвета может возникать ассоциация с определенным объектом. При этом нельзя с уверенностью утверждать, что для одной рекламы подходит тот или иной оттенок, а в другой его использовать не следует, вот почему цвет в рекламе каждого конкретного продукта необходимо тестировать отдельно.
Всем известно, что функции цвета в рекламе может быть следующим:
- привлечение внимания к объявлению (проспекту, каталогу);
- создание образа марки;
- передача основного качества товара (способного удовлетворить потребность человека)
- воплощение рекламного обращения (слоган)
- придание товару дополнительного качества (надежность, свежесть).
По своей сути, цвет привлекает внимание практически безотказно — это доказано иссле
дованиями объемов сбыта продукции с помощью цветных каталогов торговли и газетных объявлений (для примера: объем посылочной торговли возрос после распространения цветных каталогов в 15 раз). Исследования установили, что добавления цвета повышает число читателей на 77% среди мужчин и на 55 среди женщин, упоминаемость же рекламы возрастает на 125% среди мужчин и на 67% среди женщин.
Надписи, даже без каких-либо фотографий и рисунков, будучи цветными, сразу бросается в глаза. ‘Подача’ цвета настолько сильна, что может затмить символ самой надписи. Привлечение внимания значимо в той мере, в какой вызывает интерес у потенциальных покупателей. Поэтому функция цвета способствовать интерпретации товаров выходит на первое место. Вступая в ‘игру’ в рекламном обращении, цвет способен выполнить свою роль и в упаковке товара. С эстетической точки зрения упаковка работает не только на поддержание образа марки, но и на такие дополнительные (и ценные) качества, как ‘свежесть’ и ‘пикантность’. Установлено, что в наше время ощущение свежести передается ненавязчивым голубым, тогда как зеленый связывается с переживанием, ассоциируясь со словом ‘вялый’. Для акцентирования ‘свежести’ на пакете может быть достаточно одного маленького голубого знака или рисунка. Специалисты по рекламе считают, что цвет может оттенить такие качества товаров, как ‘привлекательность’, ‘теплота’, ‘одухотворенность’, ‘надежность’, ‘официальность’. Важно отметить, что воздействие цвета возможно не только визуально. Вот почему, дикторы радио используют название цветов, развивая воображение зрителя. При этом делаются ставки на те оттенки, представить которые довольно просто: Слово ‘желтый’ заменяется словом ‘золотой’, ‘белый’ — ‘жемчужный’, ‘красный’ — ‘пурпурный’. Такой семантический ряд очень легко описать словом ‘великолепный’, благодаря этим эпитетам товар предстает перед своим покупателем в ‘ином свете’.