* Всего материалов на сайте:3,834

Магазин на колесах: настоящее и будущее

07.07.11

Магазин на колесах: настоящее и будущееИгроки рынка активно осваивают новый вид деятельности. Перспективной им представляется организация торговли через автолавки.

Современные магазины создают у потребителя чувство растерянности. Многочисленные гипермаркеты и супермаркеты, магазины шаговой доступности, многие из которых предлагают полный набор товаров для дома и продуктов питания, окружают нас везде. Глаза разбегаются. Заглянув в такие магазины за хлебом, покупатель никогда не уйдет оттуда с одним батоном — обязательно возьмет молока, колбаски, да и крем для обуви тоже может понадобиться. На прилавке с фруктами нельзя не обратить внимания на свежие бананы и мандарины, которых еще вчера тут не было, и не подумать: ‘Ребенок точно обрадуется. Давно уже не покупали ничего такого. Надо бы взять!’ И так до бесконечности. Тут мандарины, а там и крабов с креветками привезли: ‘А не купить ли и их, ведь в субботу ожидаются гости? Можно салатик сделать, а можно просто отварить и подать с обжаренными овощами к столу’.

Использование принципов и постулатов мерчендайзинга в современных магазинах заставляет нас совершать многочисленные импульсивные покупки. И вместо двадцати рублей за хлеб в кассу магазина уходит две тысячи из родного кошелька. Продавец ликует! Но что же остается делать бедному потребителю? Ежедневные походы в такие магазины за продуктами первой необходимости очень утомляют и плохо сказываются на финансовой составляющей вопроса.

Огромное количество товаров-заменителей, высокие цены в местах продаж, инфляция, структурные изменения в экономике снижают уровень спроса. Покупатель отказывается от одних товаров в пользу других. И связано это не столько с качеством продукции, сколько с удобством потребления и отпускной ценой.

Понятно, что за товарами первой необходимости мы не поедем на другой конец города, лучше купим марку немного дешевле, возможно, даже хуже, но зато рядом с домом. Потребитель заинтересован в доступности и экономии времени, и в первую очередь это касается товаров повседневного спроса.

Вся эта ситуация заставляет производителей искать новые пути решения вопросов:

  • как работать с потребителем? как его привлекать?
  • можно ли подержать продажи на прежнем уровне и как их увеличить?
  • как не потерять значительную долю прибыли?

Необходимо найти оптимальный вариант работы, который позволил бы поддерживать и развивать бизнес как индивидуальных предпринимателей, так и средних и крупных производителей. Для этого нужно:

  • экономить на издержках и в то же время предлагать оптимальные цены, что особенно актуально в том случае, когда представители целевой аудитории переключаются на более дешевый товар-заменитель;
  • быть ближе к потребителю, быть ‘под рукой';
  • предлагать хороший качественный товар.

Давайте вернемся немного назад и вспомним, что этим условиям удовлетворяла уличная торговля, которая кроме всего прочего решала еще одну очень важную проблему: обеспечивала людей продуктами первой необходимости в местах с дефицитом мелкой розницы (деревни, поселки, дачные товарищества, федеральные трассы и т.д.). Основная проблема заключалась только в качестве продаваемых товаров: испорченные или просроченные продукты были обычной практикой. Лавочки, палатки, фургоны, уличные кафе под зонтиками соседствовали с полнейшей антисанитарией и неприятным запахом. Однако сейчас уличная торговля приобрела цивилизованный облик. Так почему бы не использовать ‘улицу’ индивидуальному предпринимателю или крупному производителю?

Сегодня по статистике наиболее популярным форматом торговли являются автофургоны. В рамках инициативного исследования по уличной торговле маркетинговое агентство Step by Step выяснило, что на долю магазинов приходится 46% от числа установленных в стране автофургонов, пункты быстрого питания занимают 48%, услуг — 6%. Чаще всего в автолавках торгуют цветами (20%), колбасной продукцией (15%), хлебом (10%), молоком (10%).

По мнению Марии Маттис, руководителя отдела инициативных исследований Step by Step, в условиях кризисной и посткризисной ситуации магазины на колесах получат преимущество, потому что смогут продавать по более привлекательным ценам.

Еще недавно ситуация с уличной торговлей была двоякой. Если бы не кризис, который внезапно обрушился на предпринимателей, лавочки и магазины на колесах уехали бы далеко в дере
вню, и в черте города о них бы уже никто и не вспомнил.

Давайте вернемся в 2006 г. Ю.М. Лужков и его команда решили, что в Москве достаточно развиты магазины шаговой доступности, а также торговые центры, супер- и гипермаркеты. Значит, нет смысла в ларьках, которые копируют все тот же ассортимент, предлагаемый магазинами. Столичные власти посчитали необходимым избавиться от ларьков, торгующих сигаретами, напитками, и автофургонов с колбасой и другими продуктами в рамках принятого постановления от 25 апреля 2006 г. В нем говорилось, что к 2010 г. объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы остаться не должно. Исключение было сделано лишь для сетевых киосков, торгующих газетами, журналами, цветами и мороженым, а также для сетей быстрого питания типа ‘Крошка-картошка’, ‘Теремок’, ‘Русские блины’. Кроме того, согласно постановлению, должны были быть предусмотрены пункты для сезонной торговли овощами и фруктами.

Похожие новости: