Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) совместно с компанией OMI (Online Market Intelligence) провело опрос пользователей сети Интернет, посвященный использованию интернет-платежей для оплаты покупок.
60% пользователей Глобальной Сети за последний год хотя бы раз оплачивали покупки через Интернет. При этом треть (34% опрошенных) делали это несколько раз, 14% — много раз и 12% — лишь однажды. Однако каждый четвертый опрошенный интернет-пользователь указал, что ничего не покупал в Сети, а 16% респондентов отметили, что если и делали подобные покупки, то оплачивали их наличными деньгами.
Стоит отметить, что мужчины чаще, чем женщины пользовались Интернетом для оплаты товаров либо услуг (68% среди мужчин против 52% среди женщин). При этом представительницы женского пола (22%) в два раза чаще, чем респонденты мужского пола (10%), делают покупки в Сети, оплачивая их при этом наличным способом.
Также чем выше уровень образования пользователей Интернет, тем они чаще сообщают о наличии опыта оплаты покупок с помощью всемирной паутины (46% среди опрошенных со средним или начальным образованием против 63% высокообразованных).
К тому же любопытно, что работающие респонденты с большей частотой, чем студенты либо безработные, совершают интернет-платежи (63-64% против 54% соответственно).
Самым распространенным способом оплаты покупок через Интернет является Webmoney, Его выбирают 54% опрошенных пользователей, совершавших хоть раз подобные платежи. На втором месте по популярности оказались Яндекс.Деньги (49% респондентов). Также в тройку самых часто используемых платежных систем вошли банковские карты, ими в Сети расплачиваются за покупки 36% пользователей. Мобильный кошелек используют 12% опрошенных, а такие системы как RBK Money, MoneyMail, МОНЕТА.РУ, Единый кошелек и EasyPay востребованы лишь у 1-3 % респондентов.
Опрошено 1100 пользователей Интернет с соблюдением квот по полу, возрасту и образованию. Исследование было проведено в августе-сентябре 2009 года.
Таблица 1. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов
Да, много раз | 14 |
Да, несколько раз | 34 |
Да, однажды | 12 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет | 24 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет, но оплачивал их наличными | 16 |
Таблица 2. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов в распределении по полу
Все опрошенные | Мужчины | Женщины | |
Да | 60 | 68 | 52 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет | 24 | 22 | 25 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет | 16 | 10 | 22 |
Таблица 3. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов в распределении по уровню образования
Все опрошенные | среднее и ниже образование | среднее специальное | неоконченное высшее | высшее | |
Да | 60 | 46 | 56 | 63 | 63 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет | 24 | 32 | 26 | 23 | 21 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет | 16 | 22 | 18 | 14 | 15 |
Таблица 4. Оплачивали ли Вы за последний год покупку товаров или услуг через Интернет (банковской картой или с помощью электронных платежных систем), % респондентов в распределении по занятости
Все опрошенные | Работаю по найму полный рабочий день | Я самозанятый | Работаю по найму неполный рабочий день | В настоящее время не работаю | Я студент | |
Да | 60 | 63 | 64 | 57 | 54 | 54 |
Нет, я ничего не покупал в сети Интернет | 24 | 22 | 26 | 25 | 24 | 28 |
Нет, я делал покупки в сети Интернет | 16 | 16 | 11 | 18 | 22 | 18 |
Таблица 6. Какими плате
жными системами или банковскими картами пользовались Вы при оплате покупок через интернет? % от тех, кто хотя бы раз оплачивал покупки через Интернет
Webmoney | 54 |
Яндекс.Деньги | 49 |
Банковской картой | 36 |
Мобильный кошелек | 12 |
RBK Money | 3 |
MoneyMail | 3 |
МОНЕТА.РУ | 2 |
Единый Кошелек | 1 |
EasyPay | 1 |
Другой платежной системой | 5 |
Затрудняюсь ответить | 4 |