Очень часто небольшие компании не уделяют достаточного внимания маркетинговой составляющей своей деятельности.
Распространено мнение, что, при мелких и средних масштабах компании, затраченные на рекламу средства себя не окупают и не ведут к увеличению потока клиентов и росту прибыли. Многие директора склоняются к идее, что, разумеется, при надлежащем качестве товаров и услуг, лучшей и единственной рекламой является ‘сарафанное радио’, или рекомендации довольных клиентов своим знакомым. Да, конечно, данный метод является одним из самых действенных, но при этом далеко не единственным. Основная проблема, возникающая при продвижении небольших компаний — ограниченный рекламный бюджет. Существует множество инструментов малобюджетного маркетинга, и одним из самых эффективных является кросс-маркетинг.
Кросс-маркетинг, или метод перекрестного продвижения, — маркетинговая технология, основанная на привлечении покупателей по нескольким направлениям одновременно. Несколько организаций (в большинстве случаев — две фирмы) проводят совместную рекламную кампанию, которая может включать как выпуск нового общего продукта, так и взаимное продвижение среди своих существующих клиентов. То есть фирма может разместить рекламу на своих точках, либо тем или иным образом рекомендовать потребителям продукцию компании-партнера. Такое сотрудничество ведет к увеличению клиентской базы и повышению лояльности потребителей.
Основное требование при организации подобных программ — товары не могут быть прямыми конкурентами, но и в то же время необходима некоторая совместимость между собой. Целевая аудитория обоих продуктов должна если не совпадать, то хотя бы пересекаться в нескольких точках. Стоит пояснить на практике: товары для спорта нецелесообразно рекламировать вместе, например, с марками алкоголя; а компьютерную технику — с косметикой. Еще одно требование — товары должны находиться примерно в одном ценовом сегменте, опять же, для совпадения целевой аудитории.
Самый оптимальный вариант — использование взаимодополняющих товаров. Такое коммерческое предложение выглядит логичным, и второй товар является органичным приложением к основному, а потребитель чувствует заботу и экономит свое время. Кстати клиенты, ощущая ‘двойную пользу’ от комплексного продукта, более охотно откликаются на такие акции, и вероятность повторной покупки так же возрастает.
При проведении продуманной совместной акции, интересной потребителю, будет иметь место эффект сарафанного радио, что особенно важно при продвижении продукции небольших магазинов, т.н. формата ‘у дома': при территориальном ограничении целевой аудитории такой способ является одним из самых эффективных. А если акция получится яркой и запоминающейся, то есть вероятность ее освещения в СМИ.
Одним из основных преимуществ перекрестных рекламных акций является значительное повышение отдачи рекламной кампании: расходы на проведение в расчете на компанию снижаются, а совокупный эффект, в результате синергии, получается значительно выше, чем при автономном проведении рекламных кампаний.
Если партнер по кросс-маркетингу пользуется высоким доверием потребителей, то при проведении совместной PR-акции лояльность клиентов также вырастает, фирма получает конкурентное преимущество. Однако в этом случае стоит быть достаточно аккуратным: существует вероятность остаться в тени при партнерстве с более сильным брендом. И, разумеется, необходимо обращать внимание на репутацию потенциального партнера.
Так же кросс-маркетинг позволяет наладить долгосрочные отношения с другими компаниями, что несет множество преимуществ, в том числе полезный опыт и улучшение репутации марки на рынке.
Перечисленные выше и многие другие преимущества кросс-маркетинга позволяют эффективно использовать данный метод при продвижении компаний любого уровня.
Для грамотного использования перекрестного маркетинга в продвижении небольших магазинов и кафе, следует первым делом четко определить целевую аудиторию. В данном случае, чаще всего, имеет место один из следующих вариантов. Небольшой размер может быть обусловлен либо какой-то узкой специализацией (например, профессиональный магазин или тематическое кафе), либо это классически
й размер организаций такого типа (магазин формата ‘у дома’ — продукты или хозтовары, небольшое кафе, основные посетители которого живут или работают недалеко от места его расположения). В последнем случае целевая аудитория, помимо личностных и социальных характеристик, будет ограничена и по территориальному признаку. Т.е. при поиске партнеров по кросс-маркетингу, этот момент обязательно необходимо учесть.