Конкуренция в широком смысле слова (от позднелатинского concurrentia, от concurrere — сталкиваться), соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.
Конкуренция в маркетинге — это ситуация соперничества между двумя и более коммерческими организациями за ограниченные рынки.
Конкуренция является неотъемлемым аттрибутом свободной рыночной экономики, в отличие от социалистической планово-распределительной. Считается, что именно конкуренция между коммерческими структурами является залогом повышения эффективности (а следовательно — роста) экономики государства в целом. Ограничение же конкуренции приводит к стагнации экономики, потому что у коммерческих сруктур теряется стимул совершенствовать свою деятельность.
Различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Уровень конкуренции
Об уровне конкуренции имеет смысл говорить только применительно к конкретному рынку. Чем выше уровень конкуренции на рынке — тем сложнее участникам этого рынка обеспечивать высокие объемы продаж своих продуктов, и наоборот. Уровень конкуренции — это оценочная категория, не имеющая абсолютного значения и четких методик измерения.
Уровень конкуренции на рынке в конкретный момент времени зависит от следующих факторов:
количество конкурирующих коммерческих структур
схожесть размеров, ресурсов, технологий и бизнес-процессов конкурирующих коммерческих структур
разница между совокупными «производственными мощностями» конкурентов и совокупным спросом
барьеры ухода коммерческой сруктуры с рынка
Также часто в этот список включается уровень однородности (идентичности, взаимозаменяемости) продуктов, представленных на рынке — или, как было бы корректнее, насколько потребители осознают разницу между конкурирующими продуктами. Однако этого делать нельзя по двум причинам.
Во-первых, всем известно, что дифференциация продукта является одной из возможных конкурентных сратегий. Поэтому уровень однородности продуктов говорит лишь о том, какие стратегии используют конкуренты в своей конкурентной борьбе. Чем более однородны (или менее дифференцированы) конкурирующие продукты — тем более явно выраженным будет ценовой характер конкуренции между ними. Однако на этом же рынке могут присутствовать компании, которые смогли дифференцировать свой продукт — эти компании на том же рынке будут испытывать заметно меньшее давление со стороны конкурентов.
Во-вторых, высокий уровень дифференциации продуктов может говорить о том, что рынок сильно сегментирован, и рассматривать его как единое целое смысла нет. Как только мы начнем рассматривать конкретные сегменты — получим все те же приблизительно одинаковые (однородные) продукты.
Модель конкурентных сил М.Портера
Данная модель позволяет оценить не только текущий уровень конкуренции на рынке, но и его вероятные изменения в ближайшем будушем. Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов (силы):
соперничество среди существующих на данном рынке продавцов — конкуренция на рынке;
конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями — влияние товаров-заменителей;
угроза появления новых конкурентов — влияние потенциальных конкурентов;
позиции поставщиков, их экономические возможности давления на фирму — влияние поставщиков;
позиции потребителей, их экономические возможности давления на фирму — влияние покупателей.
Каждая из рассматриваемых сил конкуренции может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность.
Каждый из факторов, характеризующих конкуренцию на рынке, оценивается экспертами в баллах по определенной шкале. Далее расчитываются средневзвешенные баллы для каждой группы факторов. А через распределение значений средневзвешенных баллов, определяется уровень конкуренции в отрасли.
Конкуренция в социальной психологии
Конкуренция является одной из форм конфликта. Конфликт — это любая социальная ситуация или процесс, в которых две или более социальных единицы связаны, по крайней мере, одной формой психологического или интерактивного антагонизма. Психологический антагонизм — это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы. Считается, что со временем интерактивный антагонизм плавно переходит в психологический.
Конфликт предполагает, что как минимум одна из сторон видит взаимоисключающий характер целей (интересов) для себя и воспринимаемых оппонентов. Т.е. достижение своей цели одной стороной автоматически препятствует достижению целей другими сторонами. На примере конкуренции за ограниченный спрос, каждый потребитель стоит перед выбором продуктов разных фирм, и если он выберет один продукт — это означает, что продавцы (поставщики) других продуктов уже не смогут сейчас совершить с тем же покупателем аналогичные сделки.
Поэтому в основе любой конкуренции лежат следующие исходные условия:
цели (интересы) сторон воспринимаются ими как взаимоисключающие (ситуация конфликта)
этот конфликт урегулирован определенными правилами, которые служат интересам самих участников, либо третьей стороны
движущий мотив конкурентов — это стремление к одной и той же цели, а не желанием причинить ущерб другой стороне
Фактически стратегия концентрации по М.Портеру является попыткой ухода от конфликта или как минимум снижения числа активных конкурентов. Когда компания концентрируется на определенном сегменте,ее цель перестает противоречить целям большинства других участников рынка, которые либо сами концентрируются на других сегментах, либо этот сегмент видится им непривлекательным. Стратегия концентрации — это единственный законный способ компромисного разрешения ситуации конкуренции (см. далее)
Конкурентные стратегии
Классификация конкурентных стратегий по Дж.Трауту и Э.Райсу
Классификация конкурентных стратегий по Кеничи Омае — модель 3К (3C)
Классификация конкурентных стратегий по Ф.Котлеру
Классификация конкурентных стратегий по М.Портеру
Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)
Альтернативные модели построения стратегии
В качестве заключения
В социологии выделяют лишь три возможных сценария разрешения конфликта:
переговоры с целью достижения компромисса
победа одной из сторон
устранение конфликтующих сторон или предмета конфликта (того, за обладание чем ведется борьба)
Если применить эту систему к конкурирующим коммерческим фирмам, то первый сценарий разрешения конфликта обычно является незаконным — антимонопольное законодательство любого государства препятствует любым договоренностям между конкурентами. Победа одной из сторон фактически будет означать полный единоличный контроль этой компании над всем рынком — т.е. монополию, что опять же будет противоречить антимонопольному законодательству. Третий вариант фактически означает исчезновение конкретного рынка или целой отрасли.
Из этого следует, что победить в конкурентной борьбе в современной рыночной экономике невозможно. См. также: Стратегии голубого океана (В. Чан Ким, Р. Моборн)