При наборе словосочетания ‘организация праздников’ Яндекс выдает страницы ссылок на агентства, студии и компании, которые берутся организовать любое событие — от дня рождения любимой собаки до инаугурации мэра. Логично было бы предположить, что все, кто там работает, профессионалы. Но так ли это на самом деле?…
Для того чтобы начать разговор о современном состоянии образования в этой области, логично было бы определиться, о ком мы, собственно, говорим. Какие позиции существуют в этой специальности и где их можно получить? В разговоре будут участвовать эксперты: Татьяна Войткевич — директор Авторской школы Сергея Князева для event-менеджеров, Игорь Увенчиков — генеральный директор компании ‘Корпоративная культура’, главный редактор журнала ‘Праздник’, Егор Доброгорский — директор проекта Communicator Creative Events и Лариса Кустова — менеджер агентства ‘АНТ-клуб’. Все они не просто давно работают на рынке, но и имеют прямое отношение к организации образования в этой области.
Event-мастера на все руки
Итак, кто есть event-менеджер? Если попытаться определить его основные обязанности по подготовке и проведению мероприятия, то мы получим спектр разнообразнейших вещей, которые он должен уметь делать на профессиональном уровне. Это и ‘холодные звонки’ с целью найти клиента и ‘продать’ ему мероприятие, и умение выяснить, что же действительно хочет клиент, понять, какие цели и задачи он преследует. Надо в совершенстве уметь вести переговоры, то есть, слыша и понимая потребности клиента, предложить ему ТАКУЮ концепцию, чтобы он не смог отказаться. А это уже владение искусством продаж. Потом на протяжении всей подготовки и проведения праздника ни одну цель не потерять, все задачи решить, в противном случае мероприятие уже нельзя будет назвать результативным.
А еще надо создать четкий и всеобъемлющий план подготовки и проведения всего вечера, держать все его детали в голове, не упуская из внимания даже мелочи. Уметь подобрать площадку и согласовать все детали с ее менеджментом. Определить сроки подготовки и составить списки необходимого реквизита и оборудования. Рассчитать смету, где будет отражена примерная и окончательная стоимость затрат на событие. Найти и подобрать подрядчиков (свет, звук, музыкальное сопровождение, декорации и оформление, полиграфия, анимация, артисты). Эффективно управлять командой, которая участвует во всем этом, постоянно мониторить происходящее в ходе подготовки. И, наконец, проанализировать уже прошедший event и предоставить клиенту полный отчет.
Вам кажется, многовато для одного человека? А это только административные и управленческие навыки. А ведь есть и творческая работа: написание сценария, режиссура мероприятия, учет и регулирование медийных последствий: ‘В маленьких event-агентствах этот внушительный список обязанностей выпадает на плечи одного человека, — говорит Татьяна Войткевич. — Но сейчас все больше компаний, уходящих от универсальности своих специалистов. В таких агентствах идет распределение обязанностей. Во-первых, это менеджеры по продажам, они должны привлекать клиентов. Во-вторых, это менеджеры по работе с клиентами, их работа — организация и сопровождение собственно мероприятия. В-третьих, это креативный отдел, занимающийся написанием сценариев. В-четвертых, режиссерско-постановочная группа, в состав которой входят сценарист, режиссер, администраторы, звукорежиссеры, световики и т.д.’.
Собственно, такая ситуация с event-профессиями вплотную связана с особенностями самого рынка, но об этом чуть позже.
Где этому учат?
Как видим, список того, что необходимо уметь делать профессиональному event-менеджеру, получается более чем внушительным. Логично предположить, что всему этому должны где-то учить. Учить долго, серьезно, несколько лет, давая базовое высшее образование по специальности. Увы, ни один вуз в стране по специальности ‘event-менеджмент’ не обучает… Но, может быть, такие специальности, как ‘режиссура’ или, скажем, ‘менеджмент СКД’ (социокультурная деятельность), могут считаться профильным образованием в этой области?
Практики-профессионалы, однако, считают, что все это ‘немного не то’. ‘Такое образование — это палка о двух концах, — говорит Егор Доброгорский. — Конечно, хорошо, что молодой режиссер или молодой управленец от культуры имеет представление, что такое сцена, артисты и администрирование проекта, но эти сотрудники даже примерно не представляют, что т