Вы, наверное, уже слышали о всевозможной «бесплатной» всякой всячине, предлагаемой сегодня направо и налево в изобилии. Чего только не предлагают: бесплатные персональные компьютеры (www.free-pc.com), бесплатный dialup-интернет, FreeMacs, бесплатные поинты** (или «виртуальные деньги», как например на MyPoints, SurfBuzz.com и Cybergold), и многое другое. Даже бесплатную выделенку (выделенный канал связи — www.freedsl.com)!
Прим. переводчика: этот сайт изобилует рекламой, ссылками, различной товарно-услуго-информацией. За каждый клик мышкой (т.е. за то, что вы затрачиваете какое-то время что бы прочитать какую-то рекламную информацию), вам начисляются очки или центы на ваш счет (если вы являетесь участником программы). При этом слово «бесплатно» не всегда означает возможность что-то получить бесплатно. Например, freePC значит, что на этом сайте вы можете бесплатно посмотреть/поместить инфо о продаже PСюков целиком или частями. Сами PCюки — за деньги.
Откуда деньги для раздачи всех этих бесплатных вещей? Подобные компании делают деньги на таких дополнительных источниках дохода как, например, реклама, лицензирование, продажа различной информации, и т.д. Из-за практически нулевой маржи (прибыли, разницы между себестоимостью и продажной ценой), или недостатка таковой, мы будем классифицировать такую бизнес-модель как НУЛЕВУЮ МОДЕЛЬ. (Прим. переводчика: насколько я понимаю, это не значит что ребята работают на голом энтузиазме. Вне всякого сомнения, все работы web- программистов и дизайнеров подобных сайтов, а также и самих владельцев оплачиваются из поступлений. Тем не менее, как у предприятия, т.е. субъекта предпринимательской деятельности, прибыль очень низка или практически равна нулю. Именно поэтому автор этой статьи называет подобную бизнес-модель «нулевой моделью»).
Технология работы этой модели сегодня становиться достоянием общественности: вы получаете что-либо бесплатно в обмен на
а) просмотр вами рекламы фирм спонсоров,
b) предоставление вашей личной контактной информации, тем самым предоставляя возможность кампании предлагающей бесплатное что- либо (в дальнейшем поставщик) как-бы изучать ваши особенности использования интернет,
с) получение, например, вами компьютера в обмен на ваше согласие пребывать интернет-членом данной кампании на протяжении определенного периода времени (скажем год, два), или что-нибудь в этом роде.
Следовательно, такие компании делают деньги на продаже рекламы, демографической информации, а также статистической информации о пользователях интернет и тому подобных вещах. Хотя, многие из компаний, предлагающих «бесплатные» персоналки (eMachines, Microworkz, Gobi.com, Enchilada.com) переживают крайне тяжелые времена, и поэтому разрабатывают другие модели ведения бизнеса или существенно пересматривают старые. Многие из них даже обанкротились. В основном, они приписывают этот плачевный исход тому, что в свое время не завоевали нужную массу пользователей, необходимую для привлечения несущих прибыль спонсорских вливаний или же поступлений от рекламы.
Тем не менее, «нулевая модель» в целом применяется сейчас достаточно успешно и даже переживает некий бум; владельцы подобных предприятий утверждают что их подходы работают и имеют право на жизнь, и что до сих пор не было доказано обратного (т.е. не доказано что они правы, но и обратного утверждать нельзя). Но, черт возьми — это же Интернет! Чего здесь только не встретишь?
При чем, иногда пользователи не только получают что-то забесплатно (доступ к интернет, персоналки, «очки» (они же — доллары в эквиваленте), и.т.п.). Но в дополнение ко всему, им еще и приплачивают. То есть, им платят за то чтобы они чем-нибудь пользовались! Пользователей по-прежнему заставляют просматривать рекламу (или что-либо другое), но кроме этого поставщик, к примеру, «бесплатных» персоналок еще и делится своей прибылью с пользователем (далее бенефициарий [тот кто получает выгоду, прим. переводчика])! Таким образом, пользователи получают процент за просмотр всех рекламных сообщений (смотрите выше пункт а) ) или за участие в программе, на которой поставщик делает деньги.
Например, если программа, в которой вы приняли участие, ставит условием предоставление и разрешение поставщику продавать (использовать) вашу контактную и демографическую информацию (смотрите выше пункт b), вы получаете небольшую долю от того, что он с этого имеет. И так далее. Конечно, здесь не идет речь о больших суммах, однако и эти суммы имеют тенденцию накапливаться! При этом пользователь (бенефициарий) не затрачивает