* Всего материалов на сайте:3,145

7 принципов развития сетевого эффекта

26.01.11

Эта статья не о сетевых заведениях и не о странном словосочетании ‘сетевой маркетинг’, которое к маркетингу не имеет особого отношения. Эта статья — о феномене сетевого эффекта и возможности его использования в бизнесе. Несмотря на актуальность, можно даже сказать, трендовость данной темы, ее сложно назвать раскрытой до конца, а осознанное применение сетевого эффекта — эффективным.

7 принципов развития сетевого эффекта

В то же время, с развитием электронных коммуникаций и высокотехнологичной сферы, сетевой эффект может использоваться даже в сферах, ранее не приспособленных для этого. Что, в свою очередь, должно вызвать пристальный интерес многих специалистов по маркетингу и общему управлению. Данная статья является попыткой обозначить контуры и общие правила управления сетевым эффектом, которые могут явиться полезными для рыночной деятельности ряда предприятий.

Сетевой эффект

Сетевой эффект — феномен роста потребительской ценности сети по мере роста числа узлов этой сети. То есть увеличение важности объекта потребления по мере увеличения числа его пользователей и числа связей между пользователями. К примеру, потребительская ценность интернет-пейджера близка к нулю, если сеть его пользователей невелика. В то же время, если посредством этого программного продукта (скажем — ICQ или Skype) можно получить доступ к подавляющему большинству личных знакомых и потенциальных деловых партнеров — он неформально становится обязательным для использования. Случаев сетевого эффекта в современном мире более чем достаточно — от классического примера развития сети интернет до не менее классического становления социальных сетей и блогов. Возможный масштаб явления, потенциальный объем возникающего рынка и активное развитие коммуникационной сферы делают сетевой эффект очень интересным объектом изучения и не менее интересным пространством для работы.

Чем большее число пользователей вовлечено в сеть, тем более значимым для потребителей становится факт пользования, тем лояльнее потребитель, тем менее охотно он переходит на альтернативные продукты (сети). Пользуясь лояльностью потребителей и их значительным числом, производители или провайдеры подключаются к этой сети и предоставляют дополнительные товары и услуги. В итоге, в сеть может быть вовлечено огромное число людей, расходующих немалые ресурсы. Притом, развитие сетевого эффекта опровергает некоторые законы индустриальной экономики, что позволяет некоторым экспертам говорить о новом типе экономических отношений — сетевой экономике. По достижении определенной критической массы пользователей, начинается самопроизвольный, существенный (случается и экспоненциальный) рост числа участников даже без маркетингового давления. Этот факт и опрокидывает бытующие экономические подходы: при сетевом эффекте, по мере развития сети, а соответственно и росте дохода, постоянные издержки падают, что ведет (в теории) к непрерывному росту прибыли. Впрочем, говорить о полноценном наступлении сетевой экономики — как минимум преждевременно. Пока булки производятся из муки на хлебокомбинатах, а не растут на генно-модифицированных деревьях или же не печатаются в 3D-принтерах, индустриальная экономика будет доминировать. Однако, помимо высоколобых рассуждений о светлом будущем, сетевой эффект может предоставить немало выгод и в наше время. Притом, выгоды эти могут быть не только связанными с интернетом. Принципы работы сетевого эффекта уже описаны, однако, всегда можно дополнительно упорядочить их, рассмотреть возможность их распространения, и в итоге избежать некоторых ошибок. Также — получить дополнительные точки роста конкретных видов бизнеса или найти новые механизмы конкурентной борьбы.

Похожие новости: