Нынешний этап развития рыночных взаимоотношений подразумевает тесные экономические, финансовые и организационные отношения между различными предприятиями.
Увеличение конкуренции между внутренними и внешними партнерами, между отечественными и зарубежными турфирмами требуют от владельцев крупных и мелких компаний мобилизации усилий для удержания своих позиций на рынке.
По сути, между всеми представителями туристического бизнеса имеется несколько степеней конкурентоспособности. Каждому из них присущи свои подходы к формированию управления и маркетинга.
При первой степени конкурентоспособности менеджеры туристических агентств воспринимают управленческий фактор, как нейтральный. Считается, что управленческий менеджмент был поставлен в компании однажды, и он никоим образом не влияет на конкурентоспособность компании в целом. Менеджеры таких предприятий уверены, что они обязаны оказывать стандартные туристические услуги.
Следует отметить, что при таком подходе компания не сможет выйти на более высокий уровень развития. Бизнес в целом и туристический в частности не стоит на месте.
Ежедневно появляются новые методики и способы привлечения клиентов, меняется способ управления компаниями. В таких условиях, созданные когда-то маркетинговые подходы устаревают и теряют свои способности к поддержанию конкуренции.
Именно поэтому, туристические агентства должны находить новые методы превзойдения стандартов, повышения обслуживания клиентов, создания гибких ценовых политик.
К сожалению, большая часть отечественных турфирм работает именно на этом уровне конкурентоспособности. Они не используют новые возможности маркетинговых программ, не проводят маркетинговые изучения, приоритетно используют ценовую конкуренцию, не меняя при этом подход к клиентам.
Как видим, первый уровень конкурентоспособности является самым низким, не ведущим к развитию предприятия.
Но, существуют туристические агентства, которые предпочитают работать на втором уровне конкурентоспособности. Им присуще соответствие высоким стандартам, использование новейших технологических, маркетинговых и управленческих методов. На таких предприятиях регулярно проводятся тренинги сотрудников, которые призваны повысить культурный и профессиональный уровень. Следовательно, количество клиентов у таких туроператоров больше, уровень доходов выше.
Таким образом, мы видим, что качественный менеджмент и маркетинг на турпредприятиях также важен, как и высокий профессионализм сотрудников.