В декабре 2003 года компанией Альянс Мажор (г. Ростов-на-Дону) было проведено исследование рынка растительного масла г. Ростова-на-Дону. Исследование включало в себя 2 вида активности: мониторинг точек розничной торговли и опрос потребителей.
В мониторинге приняли участие 100 торговых точек различных видов (супермаркет, магазин, ларек), выборка квотирована пропорционально представленности видов торговых точек в г. Ростове-на-Дону. В ходе опроса было опрошено 315 покупателей растительных масел, выборка квотирована по полу (30% — мужчины, 70% — женщины) — пропорционально соотношению покупателей в ростовских магазинах.
Далее представлены наиболее интересные результаты этих исследований.
Покупательское поведение. Покупают растительное масло чаще всего 1 раз в месяц (в среднем 1 раз в 34 дня).
Покупают чаще всего 1-2 бутылки (в среднем 1,48 л). Наиболее любимая расфасовка растительного масла — бутылка 1 л, такую фасовку предпочитают покупать 95% опрошенных.
Средняя цена покупки составляет 37 рублей за 1 литр. Существует прямая корреляция между уровнем дохода и ценой покупки растительного масла.
Стоимость 1 л масла, руб. за 1 литр | Средний доход покупателя, руб. в месяц |
от 21 до 30 руб. за литр | 3 200 |
от 31 до 40 руб. за литр | 4 544 |
от 41 до 50 руб. за литр | 4 621 |
более 51 руб. за литр | 8 571 |
Витрина торговых точек. В торговых точках г. Ростова-на-Дону представлено 69 видов растительного масла 31 производителя. Рейтинг 10 лидеров продавцов масла выглядит следующим образом (эти производители контролируют более 85% рынка растительного масла):
Юг Руси (Ростов) | 20,7% |
Рабочий (Ростов) | 10,2% |
Петросоюз (Россия) | 10,0% |
Краснодарский МЖК (Краснодар) | 9,6% |
Nidera S.A. (Аргентина) | 9,2% |
Днепропетровский МЭЗ (Россия) | 7,8% |
Эфко (Россия) | 6,2% |
Молинос (Аргентина) | 5,3% |
Савелит (Ростов) | 4,4% |
ITLV (Испания) | 3,1% |
97% масла упакованы в пластиковую бутылку, 2% — в стеклянную и 1% — в жестяную. 90% упаковок — это фасовка 1 л, 8% — это фасовка до 1 л и только 2% — фасовка более 1 л.
Средняя цена за 1 л масла 49 рублей. 59 видов масла располагаются в ценовой категории -до 49 рублей за 1 литр (до средней цены) и 9 видов масла располагаются в ценовой категории — более 50 рублей за 1 литр. Причем в этой ценовой категории наиболее дешевое масло стоит 104 рубля за 1 литр.
Если мы сравним данные о средней цене покупки 1 л масла и о средней цене представленных в розничной торговле масел, то мы увидим, что рынок втягивает более дешевые вида масла: и спрос на эти виды масла выше, и дистрибьюция этих видов масла выше.
Давайте далее сравнивать данные опроса и данные мониторинга рынка.
Тип масла
Тип масла | Розница | Опрос |
подсолнечное | 81% | 94% |
кукурузное | 9% | 4% |
оливковое | 6% | 2% |
прочие | 3% | 0% |
Как мы видим, наиболее популярным маслом является подсолнечное, на втором месте идет кукурузное масло, далее оливковое. Обратим внимание, что популярность у потребителей полностью коррелирует с широтой дистрибьюции в рознице.
Страна производства масла
Территория производства | Розница | Опрос |
Ростовская область | 43% | 64% |
Россия | 32% | 31% |
Дальнее зарубежье | 17% | 4% |
Страны СНГ | 8% | 1% |
Здесь мы также видим, что существует прямая корреляция между популярностью у покупателей и широтой дистрибьюции. Наиболее популярно масло, произведенное в Ростовской области (кроме всего прочего, это связано с тем, что местное масло стоит несколько дешевле, чем прочие, а также с ростом локально-патриотических настроений в обществе). Далее следуют масла, произведенные в России (чаще всего это Краснодарский и Ставропольские края). Интересно рассмотреть расхождение в популярности и широте дистрибьюции масел, произведенных в дальнем и ближнем зарубежье (чаще всего Аргентина, Испания, Украина). Это расхождение более всего связано с тем, что покупатели принимают импортное масло за отечественное (например, часто такое происходит с маслом «Злато»).
Территория производства | Средняя розничная цена, руб. за 1 л |
Дальнее зарубежье | 93 |
Россия | 43 |
Ростовская область | 37 |
Страны СНГ | 42 |
Марка масла
Наиболее интересной представляется информация о рейтингах марок масел.
Название масла | Розница | Опрос |
Золотая семечка | 18% | 38% |
Отменное | 9% | 16% |
Злато | 8% | 11% |
Олейна | 7% | 8% |
Аведовъ | 8% | 7% |
Донской янтарь | 4% | 5% |
Донское солнечное | 1% | 4% |
Ideal | 3% | 3% |
Моя семья | 4% | 3% |
Слобода | 4% | 2% |
Мечта хозяйки | 5% | 0% |
прочие | 32% | 3% |
Отметим, что респонденты имели возможность выбрать только 1 популярное масло, а на полках в магазинах присутствуют несколько видов масел (в среднем в магазине 7 различных масел), следовательно, сравнивать абсолютные значения процентов не имеет смысла, но вот последовательности сравнить можно. Так мы видим, что первая пятерка практически повторяет друг друга: первое место занимает масло «Золотая семечка», второе — «Отменное», а далее следуют «Злато», «Олейна» и «Аведовъ». Во второй пятерке обращает на себя внимание только некоторое отставание широты дистрибьюции масла «Донской янтарь» от рейтинга популярности: масло более популярно, чем распространенно. В этом случае производителю имеет смысл задуматься о становлении более широкой сети дистрибьюции.
Также обратим внимание на обратный случай, масло «Мечта хозяйки» занимает место по широте дистрибьюции и при этом ни разу не было названо как предпочитаемое покупателями. В таком случае производителю имеет смысл приложить рекламные усилия и предоставить потребителю данный продукт для пробы.
Мы видим, что сравнение результатов опросов и мониторинга торговой сети может дать весьма полезную информацию для построения маркетинговой стратегии предприятия.
И в заключении хочется сказать, что на рынке растительного масла форма полностью соотносится с содержанием. Так, товар практически невозможно представить как совокупность некоторых равноправных кластеров (Как, например, в колбасном рынке: 50% — популярности, дистрибьюции, продаж — это обезжиренная колбаса, а 50% — это колбаса со шпиком). На рынке подсолнечного масла более 80% занимает следующий товар: подсолнечное масло в пластиковой однолитровой бутылке российского производства.