Традиционно выделяют математические и нематематические методы пронозирования
Математические методы прогнозирования
Корреляционнорегрессивный анализ, учитывающий влияние на величину спроса различных факторов. Устанавливает математикостатистическую зависимость рыночного спроса от выбранных факторов.
Анализ временных рядов, который основывается на использовании статистических данных, отражающих объемы продаж данных видов продукции (товаров) в прошлых периодах (т.е. методы экстраполяции). К методам анализа временных рядов относятся: метод подбора функций, скользящей средней, экспоненциального сглаживания, параболической регрессии и др.
Тренд — длительная тенденция изменения экономических показателей. При построении экономикоматематической модели прогноза тренд оказывается первой, основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую уже накладываются другие составляющие, например, сезонные колебания.
Существует 3 основных вида тренда:
долговременный (долговременные колебания)
сезонный (сезонные колебания)
периодический (периодические колебания).
Для прогнозирования и создания планов сбыта наиболее часто используется долговременный и сезонный тренд.
Нематематические методы прогнозирования
Метод прогноза по суждениям Потребителей, осуществляемый на основе обобщенных данных ответов Потребителей на вопрос: приобрели ли они данную продукцию (товар) или нет, когда и в каком количестве?
Метод предрыночного тестирования, когда в порядке эксперимента продукция (товары) реализуются на ограниченном рынке и по результатам реализации делается прогноз о реакции рынка.
Метод написания сценария или метод экспертных оценок, когда оценка возможных объемов реализации делается группой экспертов для различных вариантов ситуаций на рынке.