* Всего материалов на сайте:3,834

Туда нам и дорога. Проживет ли долго русский интернет-феномен?

20.04.12
Наши соотечественники с головой окунулись в социальные сети: «одноклассники», «в контакте», «мой круг». Чем закончится бум социальных сетей?

Туда нам и дорога. Проживет ли долго русский интернет феномен?

Поговорить о русском интернет-феномене мы пригласили двух профи – Антона Попова (автор блога Blogbook.ru и книги «Блоги. Новая сфера влияния», экс-директор по маркетингу коммуникационных сервисов компании Яндекс) и Александра Бадерко (работал над Одноклассники.ру и Имхонет.ру, ведет блог alexgriffin.ru). Выбор был неслучаен – именно заметка первого «Русские идут» подтолкнула нас к написанию данной статьи, ниже мы будем приводить факты, изложенные в ней. Да и кандидатуру Александра Бадерко предложил нам Антон Попов.

Руки загребущие
Не так давно всю мировую интернет-общественность взбудоражила новость: основанная в России американским предпринимателем Эндрю Полсоном медиакомпания СУП выкупила у Six Apart популярный во всем мире блоговый сервис LiveJournal, более известный в России как «Живой журнал». Но это не единственный пример заинтересованности Запада в «обрусении» зарубежных сервисов. Обзавелся русским интерфейсом YouTube. Возможно, в скором времени это сделает и MySpace, о своем намерении покорять российский рынок он уже заявлял (http://habrahabr.ru/blog/web_2_0/26609.html).

Так почему же Запад все чаще обращает свой взор на российскую интернет-аудиторию? Чем это хорошо и чем грозит? Размышляют наши эксперты.

Антон Попов отмечает: «Желание абсолютно понятное. Россия занимает первое место в Европе по вовлеченности интернет-пользователей в социальные сети (по данным исследования Universal McCann). По матрице Ансоффа бизнес растет либо за счет новых продуктов, либо за счет предложения старого продукта новым рынкам. Россия для западных проектов – не совсем новый рынок, у многих российских пользователей уже есть свои страницы на этих сервисах, а в прессе обсуждаются покупки и активности западных компаний. Так что им есть на кого опираться в России.

Но опыт того же “В контакте” или “Одноклассники” показывает, что русский интерфейс играет ключевую роль в освоении сервиса. Скопировать существующий сервис проще – не нужно экспериментировать, все решения проверены на миллионах иностранных пользователей. Конечно, есть российская специфика, но клоны прекрасно живут и собирают миллионы россиян под своим флагом.

Поэтому западным сервисам есть чего желать (в плане расширения бизнеса) и чего бояться (своих российских конкурентов, которые не собираются просто так сдавать позиции).

Чем это грозит нам? Усилением конкуренции, привлечением внимания к Интернету новых рекламодателей (что хорошо), появлением новых возможностей для тех, кто занимается интернет-бизнесом и кадровым голодом, – сильных управляющих, программистов, маркетологов и продавцов нужно будет больше, а они как грибы не растут».

Александр Бадерко видит несколько основных причин: «Не все они равновесны, но все же… Первая – предотвратить утекание русскоязычной аудитории с текущих англоязычных ресурсов. Этим озабочены в первую очередь большие проекты, для которых доля русскоязычных пользователей существенна.

Вторая – захват неосвоенного рынка. По сути, на нашем пространстве еще много неконкурентных ниш.

Третья – вход на один из самых растущих рынков. При такой цене на нефть есть шанс, что скоро средний россиянин будет состоятельнее среднего европейца. А вход на наш рынок пока дешев. И даже если стоимость возрастет с миллиона до десяти – это приемлемые деньги для западных компаний. Для российских игроков это безусловный минус».

Куда будет мести веник?
LiveJournal является одним из лидирующих онлайн-сообществ с аудиторией более 18 миллионов уникальных посетителей ежемесячно, 523 тысячи русскоязычных подписчиков LiveJournal являются активными блоггерами, что составляет треть от 1,7 миллиона активных пользователей ЖЖ со всего мира.

Туда нам и дорога. Проживет ли долго русский интернет феномен?

Уже упоминавшееся Антоном Поповым глобальное исследование Universal McCann по web 2.0 позволило выявить динамику роста интереса к социальным web-сервисам в 21 стране, в том числе и в России. Репрезентативная выборка составила примерно 400 млн. интернет-пользователей по всему миру.

Согласно исследованию, блоги читают в России 73% опрошенных (данные на март 2007 года), а ведут 21% – это четвертое место в Европе.

Загрузка видео менее популярна по сравнению с фото. Россия находится на среднемировом уровне: около 20% пользователей загружают свои видеофайлы. Зато смотрят видео в России активно – самые быстрые темпы роста числа «зрителей» (+166% за полгода). По уровню развития подкастинга Россия занимает одно из последних мест, хотя онлайн-аудио в нашей стране слушают более 60% пользователей Интернета.

Как уже сказал г-н Попов, Россия лидирует в Европе по вовлеченности в социальные сети: 41,7% российских интернет-пользователей участвуют в социальных сетях.

Чем же вызван такой большой интерес к социальным web-сервисам в России? «Конечно, динамикой роста, количеством пользователей и надеждой на будущие доходы, – утверждает Александр Бадерко. – Похвастаться финансовой успешностью от операционной деятельности, по моим сведениям, пока могут единичные ресурсы формата web 2.0. Продают и покупают ожидания. Реально принесут прибыль либо огромные проекты, которые будут брать массой, либо узконишевые. К сожалению, большинство web 2.0 проектов делается без какой-либо бизнес-модели».

Антон Попов же считает, что интерес к социальным web-сервисам существует во всем мире, и Россия не исключение: «Это даже не интерес, а устойчивый тренд, и сейчас по умолчанию каждый новый интернет-проект должен учитывать влияние пользователей. В социальных сетях оно наиболее сильное. Помните притчу о том, как сложно сломать веник, а отдельный прутик – легко? А теперь представьте, что прутики могут общаться и влиять на то, куда будет мести веник, – и получите описание невероятной силы социальных сетей. Они могут как вымести вас с рынка, так и сделать объектом обожания».

Слово – воробей!
Стоит еще отметить, что Россия занимает одно из лидирующих мест в Европе и мире по уровню пользования сервисами мгновенных сообщений, уступая только Испании. Мы поинтересовались у наших профи, как можно объяснить такую активность россиян. Неужели нам не хватает общения в реальной жизни?

«Скорее, времени, – замечает Александр Бадерко, – ну и удобство – этого не отнимешь. Не думаю, что эти сервисы реально компенсируют существующий дефицит – скорее, создают качественную иллюзию. На самом деле это замечательный пожиратель нашего времени. Лично я пользуюсь им минимально…»

Антон Попов думает иначе: «Мы ускоряемся, не хотим ждать ответа на письма, стоять в очередях, и даже нет времени дойти до компьютера. Мгновенные сообщения можно отсылать с мобильного телефона, можно добавить к сервисам, которыми мы и так пользуемся. Например, если я отвечаю на e-mail и вижу, что человек сейчас в онлайне, почему бы не ответить ему сразу же? Или если мне понравилась фотография какого-то автора в социальной сети, разве не здорово было бы ему написать не комментарий, а, увидев его статус “в онлайне”, тут же поговорить.

Мгновенные сообщения – это диалог, это быстрая обратная связь от собеседника. Это возможность получить тут же консультацию от продавца в интернет-магазине. Это удобно. Да и отвечать на них не обязательно моментально – это не телефон. Хранится история сообщений, так что каждое слово становится “воробьем”, которого поймали, и можно освежить память».

А король-то голый!
Так можно ли говорить о русском интернет-феномене? Слово специалистам.

Антон Попов: «Очень мало исключительно русских интернет-проектов, не существующих более в мире. С этой точки зрения феномена нет. Но количество интернет-пользователей растет, растут доходы населения, все больше компаний осваивает Всемирную паутину с разной степенью погруженности. С этой точки зрения Интернет уже состоялся как явление. И с каждым годом будет только усиливать влияние на жизнь и бизнес».

Александр Бадерко: «Давайте посмотрим относительно японского или китайского феномена – слабовато все это выглядит на таком фоне. Есть две составляющие: нежелание/неумение получать информацию на чужом языке и собственные культурно-языковые нюансы. Я считаю, что никакого феномена нет. Идет точно такая же волна как на Западе, с запаздыванием по разным нишам в один-два года».

К слову, о Западе: а что происходит там сейчас? Ведь велика вероятность того, что сложившаяся на сегодняшний день картина неминуемо нарисуется у нас спустя два-три года.

Если посмотреть на результаты исследования Universal McCann, можно заметить, что в странах, где процесс web 2.0 начался намного раньше, чем в России, интерес к блогам в настоящее время либо стабилизировался, либо не растет уже так бурно, как в тех государствах, куда все это пришло позже. В европейских странах уровень развития блогов уже достиг некоторого насыщения и рост замедляется. К примеру, в Германии в сентябре 2006 года интернет-дневники читали почти 20% пользователей, однако к марту их количество сократилось до 15%. Зато и по ведению, и по чтению блогов лидируют страны Востока – Китай и Южная Корея.

Люди стали понимать, что социальные сети – это ни много ни мало – пожиратель времени и соответственно жизни. В доказательство наших слов приведем слова Дэниела Лайонса, одного из редакторов американского журнала Forbes, ведущего блог «Секретные дневники Стива Джобса», опубликованные в русской версии Forbes (№ 12 (45)’2007): «Я постоянный пользователь Facebook с хорошей репутацией, но начинаю задумываться о проводимом на сайте времени. Не хочу показаться занудой или циником, но моя претензия ко всем этим 3000 приложений заключается в том, что они не решают ни одной моей реальной проблемы, а выступают всего лишь еще одним рекламоносителем. То же самое можно сказать про Facebook в целом. Я никак не могу избавиться от ощущения, что меня заманили в какой-то карнавальный шатер и заставили выполнять трюки – и все для того, чтобы обогатились продавцы ненужных мне товаров и отцы-основатели Facebook».

И еще одно ценное замечание: «Многие, в общем-то, благоразумные взрослые люди признавались мне, что Facebook вызывает своего рода привыкание. Причем до странности быстро. Как сказал кто-то, “вместо Facebook им следовало назвать это Timesuck” (“Пожиратель времени”)».

Вот так. А пока Россия занимает седьмое место в мире по уровню развития технологий web 2.0, оставляя позади США и такие европейские страны, как Франция и Великобритания. Активизация web 2.0 рынка в России налицо, но сохранится ли эта тенденция в будущем?

Что касается сервисов мгновенных сообщений – не изменится ли с ними ситуация с течением временем, – то Александр Бадерко считает, что нет: «Слишком много мгновенных выигрышей получают люди, чтобы заботиться о дальних потерях. Положительно это будет для рынков Интернета и мобильного контента, а отрицательно, скорее всего, в межличностных оффлайновых отношениях и основанных на них бизнесах. Условно говоря, 14 февраля виртуальных сердечек будет продаваться больше, чем плюшевых. Кстати, уже в этом году оборот виртуальных подарочков на Facebook составил более $25 млн.».

Согласен с ним и второй эксперт: «Россия – большая страна, да и внутри города или даже офиса иногда удобнее скопировать-вставить ссылку или переслать файл по сервису мгновенных сообщений. Общаться лично в ускорившемся мире стало почти роскошью. Так что нет ничего удивительного в том, что эти сервисы будут и дальше применяться миллионами людей. Мгновенные сообщения встраиваются во многие социальные сети. Это ограничивает свободу пользователей, зато дает контроль создателям сети и дополнительные места для рекламы, так что они будут продолжать это делать и дальше. С другой стороны, сервисы мгновенных сообщений, интегрированные с порталами, могут приносить пользу. Например, напоминать человеку, что ему пришла почта, кто-то оставил комментарий на его пост в блоге, проголосовал за его фотографию; показывать, какая сейчас погода или загруженность дорог, что идет сейчас по телевизору или на какое кино пойти в оффлайновый кинотеатр вместе с друзьями».

Еще один вопрос, который нас интересует: будет ли и дальше продолжаться такой бум социальных сетей в России и будет ли Запад проявлять столь же стойкий интерес к нам, к каким результатам это может привести?

Оба эксперта сошлись во мнении, что к положительным. Здесь сделаем небольшое лирическое отступление. Мы хотели, чтобы на страницах нашего сайта развернулась острая дискуссия: один собеседник оппонировал другому. Эксперты, когда мы поделились с ними идеей, с энтузиазмом подхватили ее. Сказали – все будет! Однако в результате получилось, что точки зрения наших профи во многих вопросах оказались довольно схожими. И это важно отметить! Значит, таковы реалии сегодняшнего дня, так видят нынешнее положение web 2.0 дел отечественные гуру.

Но продолжим. Итак, Антон Попов: «Положительный эффект интереса Запада к России – развитие интереса к Всемирной паутине в целом, большие бюджеты на интернет-маркетинг (совсем у немногих российских компаний доля Интернета в рекламном бюджете 5% и более, а на Западе это норма). Социальные сети выполняют функции рекомендательных сервисов и знакомств. Они сжимают время и расстояние. Так что для России это очень хорошо – можно находить партнеров для совместных проектов быстро и невзирая на границы городов и государств».

Александр Бадерко только отмечает, что рост интереса со стороны Запада ограничат, с одной стороны, ожидания возможных доходов и конкуренция с местным капиталом – с другой. В чем точно будет проигрывать основная масса западных инвесторов, так это в скорости принятия решений. И если на стадии бурного роста это играет на руку проектам, то, как только рост начнет стабилизироваться, российские инвесторы будут иметь фору.

Что касается интереса россиян к социальным сервисам, то, с точки зрения Александра, пока социальные сервисы будут развлекать лучше всего, пока они будут решать какие-то насущные проблемы лучше, чем другие виды сервисов, интерес к ним будет неизменным. Как только это станут делать лучше асоциальные или, наоборот, гиперсоциальные сервисы – интерес уйдет к ним.

Итак, подведем итоги нашей беседы. Русского интернет-феномена как такового нет. Есть бурное развитие и интерес к новому рынку. Но, как показывает практика, со временем интерес падает (к этому уже приходит Запад, возможно, скоро эта тенденция придет и к нам). Что сохранится? Скорее всего, останутся мгновенные сообщения и те сервисы, которые могут быть действительно интересными и полезными, а не являться всего лишь «пожирателями» времени и жизни.

Похожие новости: