Сомнительный вкус — только во вред делу»
Дэвид Огилви
Один дизайнер при устройстве на работу сразу оговорил условия сотрудничества. Их можно сравнить со службой в армии мусульман: отдельная комната (для намазов), употребление определенной духовной пищи (халяльная – разрешенная пища) и еще — его работы не должны приносить вред (не совершать запрещенное Аллахом). Нет, он не мусульманин, просто у него четкие представления, что хорошо и что плохо. В этом перечне значится хорошая аппаратура, тишина, возможность обучения, стимул в работе. Но главное, что тоже было в условиях, он никогда не будет заниматься рекламой сигарет, выпивки, наркотиков и социально опасных или же сомнительных услуг. А также участвовать в разработке рекламных роликов, пропагандирующих нездоровый образ жизни. Наш герой (смотри дизайнер) не использует в своих работах даже намек на пошлость и насилие, хотя зачастую его работы построены на контрастах и достаточно агрессивны по восприятию.
Посмотрим шире. Весной прошлого года московских собратьев порадовали рекламисты оригинальным текстом к португальской продукции торговой марки Треспасс (Trespass). К открытию спортивного магазина они приготовили милый плакат с надписью: «Если ты не п…с, покупай себе «Треспасс», — что благополучно подкрепили соответствующим изображением человеческих фигур в неоднозначных позах. Креатив отдыхает. После такой надписи тексты типа: «Жить регулярно» (Гештальт помогает жить регулярно) или «Дышите глубже!» (Дышите глубже с MySpaceRocket) уже не выглядят ярко. Правда, вряд ли возникнут положительные эмоции, проще говоря, своим родителям не рекомендуется их зачитывать – не поймут.
А как радуют не искушенный глаз зрителя «нестандартные картинки»! Зрелищ и пикантности хоть отбавляй. Один только билборд салона мобильной связи «РОЗМОВА» в г.Херсоне может возглавить конкурс самой вульгарной рекламы.
По большому счету, схожие шедевры «оживляют» нашу жизнь, но мы помним, что такая реклама в очень живом и доступном виде может показать насколько низок уровень нас самих. Да и свидетельствуют они не только об интеллектуальном уровне разработчиков, но и о безмолвии внимающих. А такая активная категория как дети? А извне прибывшие иностранцы? Им это наверняка приглянется! – да может пожалеем и себя любимых!? Но не будем путать сомнительную рекламу с плохой. У безграмотной рекламы все таки есть шанс перерости в что-то приемлемое. Практика, ошибки – кто их не допускает. А сомнительная, она и остается сомнительной.
Определение:
Сомнительная реклама – это реклама вредных для здоровья и сомнительных продуктов, действий, услуг, а также та, в основе которой заложены призывы к агрессии, насилию, двузначность.
При просмотре антисоциальной рекламы, прозвучало новое определение: «Ярко и криво».
К такой рекламе можно отнести:
1. Скрытое мошенничество. Заработайте деньги, отдайте их нам, мы вас чему-нибудь научим. Сразу же трудоустроим. У вас будет блестящая карьера. То, что вы трудоустроитесь, ещё не факт, а если и трудоустроитесь, то никто не гарантирует, что вас не уволят через месяц.
Пример: вместо словосочетания «Отдайте нам деньги», зачастую мы встречаем — «Заработай денег за 5-10 минут очень легко, ничего ненужно знать! Как заработать, нажми — здесь?!»
Ну и дальше по тексту: «Гостям запрещено просматривать данную страницу, пожалуйста, войдите на сайт как пользователь». Следующим этапом вы встретите предложение по обработке писем или же «Сборка ручек на дому», «Склеивание конвертов». Ну а далее следует покупка комплектующих (за ваши деньги) и реализация товара вами же.
Очень не рекомендуется связываться с такой работой! Накладно.
2. Антисоциальная реклама: войны, политическая агрессия.
3. Содержащая призыв к нарушению закона и догм христианских и других верований.
Вот у кого нужно научиться защите своей идеологии (веры), это у церкви. Любое нарушение: ролик, статья, слово, сумочка Камэрон Диас в Ираке вызывает такую бурю противостояния, которую прослеживают практически всеми средствами массовой информации и делают общеизвестным событием. Например, новость в Православном образовательном портале «Слово»: «За антихристианский видеоролик рекламы Турции российский телеканал будет привлечен к суду» (30.06.2006)
Почему же мы – целевая аудитория рекламы – молча воспринимаем то, что нам дают?
4. Реклама наркотиков, сигарет, спиртного. Пример: «Галлюциногенные грибы – яркость общения»
5. Призыв к сопротивлению властям. Пример: «Не бойся спорить с милиционерами»
6. Антиполитические лозунги. Не будем затрагивать перед выборами такой богатый источник.
7. Антиморальные нормы, противоречащие этическим нормам.
8. Антиобщественная реклама: нарушение порядка на улицах в общественном транспорте, неприемлимые отношения с соседями и т.д.
9. Содержащие неприятный и отталкивающий смысл.
Еще пример. Архангельского бизнесмена оштрафовали за сомнительную рекламу. По данным РИА Новости, бизнесмен С. Трифонов разместил по городу плакаты собственного товара — жалюзи. «На каждом из них изображена полуобнаженная женщина с христианским крестом на шее» – рассказал очевидец. От жителей и епископа Архангельского и Холмогорского Тихона стали поступать жалобы. «Они указывали, что воспринимают эту рекламу как непристойную и оскорбительную». В результате бизнесмен был оштрафован на 80 минимальных размеров оплаты труда. Его также обязали снять рекламу.
Все это довольнотаки интересная и животрепещущая тема. Здесь не затрагивается такой момент, как реклама табачных и спиртных напитков – потому что по оформлению, слоганам, текстам, подбору иллюстраций, композиции и т.д. – это одна из самых грамотных и креативных (в прямом смысле слова) направлений рекламы. У них бы учиться. Сам продукт вреден для здоровья, а так…
Выводы и рекомендации дизайнерам-рекламистам
1. Читайте то, с чем работаете. Это спасет от недоразумений и досадных ошибок.
2. Бойтесь нарушать свои «внутренние» законы – и у Вас не будет антисоциальной рекламы.
3. помните, что Вы творец и созидатель, и Вашими глазами люди смотрят на рекламируемый товар/услугу. Правильно отображайте суть.
4. Уходите от рекламы сомнительных продуктов и услуг. Для Вас самих это плохая репутация и ненужный опыт.
5. Научитесь анализировать уже существующую рекламу и находить в ней плюсы и минусы.
6. И самое главное — не путайте сомнительную рекламу с безграмотной!
05.06.2008