* Всего материалов на сайте:3,846

Реклама – это не искусство

20.12.10
Очень часто можно услышать мнение, что реклама – это один из видов современного искусства. Стало модным проводить фестивали рекламных роликов, «Ночи пожирателей рекламы». Во многих музеях мира хранятся коллекции рекламы, так, например, в Нью-Йоркском музее современного искусства хранится коллекция телевизионных рекламных роликов, постеры водки «Абсолют» и рекламные плакаты мыла «Айвори» висят на стенах музея.

Действительно, для создания рекламы используются методы и выразительные средства разных видов искусства: литературы, живописи, музыки, кино. Выразительные средства разных видов искусства используются в рекламе для того, чтобы она эффективно воздействовала на аудиторию, была запоминающейся, вызывала сильную эмоциональную реакцию.

Реклама – это не искусство
Реклама это все таки не искусство

Таким образом, кажется очевидным тот факт, что реклама – это искусство. Однако эта точка зрения является одним из величайших заблуждений современности! Ведь, в отличие от искусства, реклама находится за гранью моральных принципов и нравственных категорий. С помощью рекламы можно продавать не только хорошие и полезные товары, но и плохие, даже вредные для человека товары. И это только одно из самых безобидных отличий рекламы от настоящего искусства.

Еще одним важным отличием рекламы от искусства является то, что искусство люди потребляют добровольно, а рекламу им навязывают. У искусства, в отличие от рекламы, нет задачи — увлечь аудиторию в максимально короткие сроки и независимо от ее желания.

И, наконец, искусство не несет в себе никакой практической функции. Оно ценно само по себе. И, если произведения искусства и стоят больших денег, то не из-за их утилитарных качеств, а потому, что за них готовы эти деньги платить, несмотря на бесполезность произведений искусства в практическом смысле.

Реклама же, в отличие от искусства, преследует вполне утилитарную цель, и цель эта — коммерческая. Это многим может не нравиться, но, когда в рекламе на первое место начинает выступать ее художественная ценность, эффективность такой рекламы снижается, потому что главная цель рекламы – продавать.

Каким бы это не казалось парадоксальным, но, чем выше художественная ценность рекламы, тем, как правило, ниже ее коммерческая эффективность. Такая реклама сама по себе, порой, настолько затмевает собой рекламируемый товар, что после её просмотра целевая аудитория может и остается под сильным впечатлением от просмотренного, но не может вспомнить, какой товар рекламировался. В определенных ситуациях реклама заключается уже в том, что достаточно сообщить потребителям место продажи товара, чтобы товар начали покупать, и это не имеет ничего общего с искусством.

Казалось бы, нет ничего плохого, что создатели рекламы, преследуя коммерческие цели, в то же время стремятся подходить к своей работе творчески и рассматривать рекламу, как искусство. Но на самом деле, это очень плохо для заказчиков рекламы, которые тратят свои деньги для того, чтобы их товар произвел впечатление на потребителей, а не для того, чтобы творчество создателей рекламы произвело впечатление на ценителей искусства.

Нет никаких сомнений в том, что выразительные средства искусства широко применяются в рекламе, однако для рекламы недостаточно быть произведением искусства. Больше того, когда при создании рекламы искусство становится самоцелью, то реклама выполняет свою коммерческую роль гораздо менее эффективно, чем тогда, когда самоцелью рекламы является продажа товара.

Создателям рекламы никогда не нужно забывать о том, что реклама – это не искусство. Реклама – это технология опосредованной продажи товара, технология сложная и имеющая свои законы и механизмы, порой очень сильно отличающиеся от законов искусства.

24.07.2008

Похожие новости: