Перевести это понятие на русский язык можно именно так: обучение, основанное на использовании чужого опыта. Под бенчмаркингом в маркетинге понимается сравнение своих бизнес-проектов с практикой работы лучших и наиболее успешных участников рынка, на основе этого сравнительного анализа происходит совершенствование и оптимизация бизнеса.
Бенчмаркинг — это обмен накопленным опытом разными компаниями, причем, важно подчеркнуть, что опыт передается добровольно и открыто. Так что, этот процесс ни в коем случае нельзя сравнивать с распространившемся в последнее время промышленным шпионажем. Там все происходит скрытно и осуществляется без согласия той стороны, у которой узнают какие-то секреты бизнеса. Такие действия, надо заметить, уголовно наказуемые.
Специалисты бенчмаркинга используют информацию, только вполне легально полученную. Существует несколько способов изучения опыта, наработанного другой компанией. Во-первых, это делается по договорённости сторон с разрешения того участника рынка, деятельность которого берется как образец. Такой путь – самый простой, но на практике он часто не может быть реализован по понятным причинам.
Во-вторых, это может быть сбор аналитиками открытой информации, включающий изучение материалов прессы, Интернета, заключений экспертов. Такой способ некоторые называют легальной разведкой. Именно этим занимаются маркетинговые и информационно-аналитические службы многих компаний, в задачу которых входит поиск информации о деятельности конкурентов или наиболее успешных участников рынка, обладающих ценным опытом работы. Затем все эти данные внимательно изучаются и анализируются на предмет введения тех или иных форм и методов деятельности у себя в компании.
Есть и еще один путь использования бенчмаркинга. Состоит он в следующем. В компании с помощью экспертов методом мозгового штурма или исследования вырабатывают некий идеальный образец, образ, достойный подражания в данной сфере деятельности. Затем оценивается, насколько компания отстает от смоделированного идеала, как близко она находится на пути к нему. Это делается в сравнении с конкурирующими компаниями, чей опыт работы опять же анализируется на предмет заимствования.
Наконец, есть четвертый вариант для бенчмаркинга. В компании решают привести положение дел к каким-то общепринятым стандартам. Приглашаются специалисты со стороны, в чью задачу входит провести сертификацию. Они делают тщательную проверку, дают оценку деятельности компании. И при этом вырабатывают рекомендации, где и насколько идет отклонение от принятых стандартов. В данном случае приглашенные эксперты по сертификации будут являться обладателями бенчмаркинговых знаний. От них компания узнает накопленный передовой опыт.
Рассмотрим вопрос, а почему на определенном этапе возникает интерес к бенчмаркингу? Чаще всего это связно с какими-то проблемами, к примеру, падает прибыль, замедлились темпы развития, остановились в росте продажи. Еще лет пять назад руководство компании в такой ситуации стремилось бы повысить качество продукта, расширить его рекламу, скажем, улучшить дизайн упаковки и т.д. Но сейчас этими мерами не ограничиться. Многие компании эти вопросы уже решили, а успеха в бизнесе все нет. Вот и проявляется повышенный интерес к бенчмаркингу.
Причем, совсем не обязательно изучать опыт деятельности конкурента. Иногда очень полезными оказываются наработки, которые имеются совсем в другой отрасли, сфере бизнеса. Тут уж должно включаться умение специалистов по маркетингу заимствовать передовой опыт и адаптировать его под свою ситуацию, к данной отрасли. Поэтому так и важен сбор и накопление информации о имеющемся опыте, его тщательный анализ и формулирование в итоге необходимых выводов для своей компании.
Подчеркнем в заключении, что заниматься бенчмаркинговыми исследованиями следует так, чтобы эти действия никак не подходили под определение промышленного шпионажа, чтобы не спровоцировать судебные иски от тех компаний, которым ваши действия могут показаться незаконными.
Александр Корелов
15.10.2008