Как ни странно, кризисный и пост-кризисный период является хорошим временем для начала бизнеса и бизнес-инноваций: ослабление конкуренции, низкие цены на аренду помещений, удешевление рабочей силы и вынужденное наличие свободного времени у специалистов побуждают начинать свой бизнес.
Но начну с того, что меня натолкнуло на исследование темы о стартап-компаниях. В прошлом году мне посчастливилось быть участником десятидневной учебной программы в Польше. Одной из встреч была встреча с топ-менеджером так называемой ячейки ‘стартапов’ в бизнесе, названных ‘инкубаторами’.
Впервые такой инкубатор был создан в 1995 году американским бизнесменом Б. Гроссом.
Роль такого инкубатора — это воплотить бизнес-идеи в жизнь, то есть инкубаторы являются инвестиционными моделями, целью которых является ускоренная подготовка и быстрый вывод на рынок стартапов и других проектов. ‘А кто же позаботится о пиар-поддержке и позиционировании этого стартапа на рынке?’ — возник у меня встречный вопрос, ведь касался профессионального направления.
На сегодня прослеживаем тенденцию: подобные бизнес-инкубаторы появляются и в Украине, и кроме небольшой финансовой поддержки стартапам не предлагают ничего. Добротного пиара и подавно.
О стартап-компаниях в бизнесе и роли PR в их позиционировании будет идти речь далее.
Стартап или стартап-компания (от англ. start up — запускать) — компания с краткой историей операционной деятельности. Как правило, такие компании созданы недавно, находятся в стадии развития или исследования перспективных рынков. Термин ‘стартап’ стал популярным во времена, когда было создано большое количество коммерческих веб-сайтов, и приобрел первичное распространение прежде всего в сфере IT и Интернет проектов. Теперь можем смело применить слово ‘стартап’ ко всем сферам деятельности, связанных с открытием новых бизнес-проектов.
Например, в свое время стартапами были такие корпорации, как Google, Apple, Paypal, Ryanair, а также Facebook.
Основатели Google — двое аспирантов кафедры информатики Стэнфордского университета Ларри Пэйдж и Сергей Брин. В январе 1996 года они начали совместную разработку поискового сервера. После безуспешных попыток заинтересовать своими разработками владельцев самых знаменитых порталов, Лари и Сергей решили развивать свое дело самостоятельно. И только в сентябре 1998 г. компания Google Inc. открылась в Менло-Парке (Калифорния). Офис для персонала Google в количестве трех человек располагался в гараже, арендованном у одного из друзей. К тому времени сайт Google.com, тогда еще в бета-версии, обслуживал уже 10000 поисковых запросов в день.
Стартапы можно разделить на 2 категории:
- ‘с нуля’ (‘квартирные/подвальные/гаражные’) — бизнес основывают физические лица часто без начального капитала и официальной регистрации. Могут базироваться на экстраординарной бизнес-идее.
- ‘материнские’ (корпоративные и им подобные) — уже существующая структура начинает новое направление деятельности. Часто это корпорация или холдинг, которая открывает новое предприятие или меняет/расширяет сферу деятельности. Материнским стартапом считается и тот пример, когда уже существующая компания выступает инвестором/соинвестором нового или смежного к существующему направлению бизнеса.
В последнем случае, как правило, на первичное продвижение новой структуры есть определенные финансовые ресурсы, в первом случае — или их нет, или они слишком ограничены.
Стартапы строят свой бизнес на основе инноваций. Инновации могут быть глобальными (во всем мире) и локальными (в отдельно взятой стране, регионе, причем в других странах эта технология может и не быть инновационной).
Примером локальной инновационной технологии является технология скоринга потенциальных заемщиков банков на основе анализа их кредитных историй. Для Украины эта технология является инновационной, а для других стран — США, например — это уже не является инновацией.
После 2005 года на понятие ‘стартап’ как на явление стали обращать особое внимание в американской и британской деловой прессе. Сегодня уже издаются книги, имеющие цель настроить читателя на удачное и быстрое начало бизнеса. Одна из таких — это книга ‘Стартап’ Гая Кавасаки, изданная в 2011 году. То есть ‘стартап’ как явление набирает обороты, что является новым этапом в истории развития этого понятия.
Факты