Как небольшая и по размеру и по политическому капиталу территория в северной части Европы смогла стать двигателем брендинга? Оказывается, философия викингов еще жива и применима к бизнесу. Они по-прежнему вторгаются в мозг потребителей, заражая их лучшими идеями, и находят новые подходы к маркетингу и рекламе.
У каждой скандинавской страны своя уникальная культура, и общие социальные компоненты — высокий уровень жизни, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное высшее образование и поддержка правительства в случае потери работы. Такие условия — хорошая база для развития бизнеса. Скандинавские компании активно экспортируют свою продукцию, а это означает, что они должны быть конкурентоспособными на мировой арене.
Конкурировать это одно, но вопрос заключается в том, можете ли вы произвести что-то, что весь мир захочет купить? В этом скандинавские бренды преуспели. Этот регион стал центром хорошего дизайна. В начале 1950-х годов « скандинавский дизайн » сформировался в качестве самобытного стиля. В то время как термин в первую очередь относится к мебельной продукции, скандинавский дизайн представляет собой сочетание простоты и элегантности с акцентом на функциональность. Сегодня выдающийся дизайн остается краеугольным камнем скандинавских брендов, будь то чистые линии бутылки в рекламной кампании водки Абсолют или рациональная красота мебели IKEA.
Немаловажно и то, что скандинавские создатели — блестящие новаторы.
Шведская водка Абсолют вступила на рынок, где доминировала российская водка, представляя прорыв в дизайне упаковки. Абсолют придумала свыше 1400 отдельных объявлений с упором только на бутылку. Рекламная кампания завоевала более 350 наград по всему миру, выдвинув бренд на третье место в мире среди алкогольных напитков.
Финская компания Nokia создала первый телефон, предназначенный для работы в первой в мире международной сети — Северные Мобильные Телекоммуникации. К 1998 году Nokia стала мировым лидером в области мобильных телефонов. В 2008 Nokia заняла пятое место в списке ‘Лучшие бренды мира’.
Фармацевтическая компания Ново Нордиск, созданная в 1989 году путем слияния двух датских компаний, известна своей социальной и экологической ответственностью. Она создала первый в мире препарат, идентичный человеческому инсулину, и в настоящее время занимается бизнесом в 80 странах по всему миру.
Норвежская марка Jarlsberg начала производство сыра в 1956 году. В основу лег старинный рецепт 1830 года. Этот ароматный сыр с дырками стал одним из самых успешных экспортных продуктов. Jarlsberg в настоящее время экспортируется в Австралию, Канаду, ЕС и США, где он стал брендом номер один в своем сегменте.
Пожалуй, самой продуктивной из скандинавских стран является Швеция. Она является родиной для Absolut, Astra, Brio, Ericsson, H&M, IKEA, Saab, Scania и Volvo. И давайте не будем забывать о знаменитой группе ABBA, недавно помолодевшей в хитовом мюзикле и фильме ‘Mama Mia!’.
Почему там так много известных брендов? Швеция просто более ‘агрессивна’ в плане маркетинга, чем ее северные братья, считает автор книги ‘Жизнь Бренда’ Николас Инд. Надо признать, что Швеция частенько пользуется популярностью своих брендов.
Но не стоит забывать об остальных. ‘В Финляндии очень любят бренды’, — сказал член Европейского парламента Александр Стаб. По его словам, финские марки, независимо от отрасли, имеют три общие вещи: «Это хорошие продукты. У них есть интересная история. Они знают, как правильно сбывать свою продукцию’.