Их всего пять: два касаются непосредственной работы над визуализацией торговой марки, еще три — имеют непосредственное отношение к брендингу, а именно — к организации деятельности бизнес-структуры. Знакомьтесь: позиционирование, целевая аудитория, миссия, философия и видение. Безусловно, есть еще несколько терминов, факт присутствия которых в коммерческих предложениях достаточно спорен, но мы сейчас остановимся на самых распространенных. Итак, поехали…
Позиционирование и целевая аудитория
Скажу сразу и в лоб. Описание целевой аудитории (целевая аудитория) служит мощным инструментом в руках агентства, защищающего свою работу перед клиентом. «Цэа этого не поймет!», «Цэа нравится красный цвет», «Цэа ненавидит крупные шрифты с засечками»:
Неважно, что исследования зачастую проводятся путем интервьюирования себя, дизайнера и бухгалтера. Для формирования более широкой выборки используются звонки знакомым и родственникам. В простых случаях выводы делаются эмпирическим способом. Т. е. как придумалось, так и будет.
В других случаях «франкенштейны от маркетинга» собирают свое детище из кусков исследований. Обычно это получается почти женщина, хотя на 30% — мужчина, возраста 25-45 лет, в большинстве случаев — работающая, с 1,5-2 детьми. (Что-то типа женщины с бородой, очень неопределенного возраста, стоящей на панели с ребенком, половинку второго ребенка держащая на руках).
Не слушайте их! Если описание целевой аудитории слишком расплывчато, значит, критерии выбора — неправильные. Необязательно привязываться к возрасту для того, чтобы описать потребителя. Есть другие, более существенные факторы. Но, увы, оперирование ими — удел специалистов высокого уровня.
Для чего же нужно оплачивать описание целевой аудитории, какой в нем практический смысл? Никакого. Магическое «цэа» необходимо агентству как средство защиты от клиента, не желающего принимать те или иные предложения по визуализации. На уровне разработки марки понятия целевой аудитории не должны «выходить наружу», это — сугубо внутренний продукт агентства, «расходный материал» в рамках работы над неймингом и визуализацией. А так же — позиционированием.
Позиционирование на рынке — второй по значимости (после «ЦА») термин в противостоянии клиент — агентство. Позиционирование поможет вашему бренду выделиться на фоне брендов других. Казалось бы — все потребители все ваши. Теперь рассмотрим «за» и «против». Позиционирование определенно скажется на свойствах вашего нового продукта, либо на его цене. Часто ли производители готовы менять технологии производства ради нового логотипа и названия? Нет. Поэтому приходится работать с тем, что есть.
Увы, разработка позиционирования нового продукта — процесс серьезный и трудоемкий, а главное, он напрямую связан с разработкой самого продукта и должен идти параллельно. Иначе придется лукавить. Чем и занимаемся. Раз конкурент говорит о том, что он «только для тебя», значит, мы будем «для всей семьи». Если конкурент говорит, что он самый «быстрый», значит, мы будем — «самые качественные». Раз-раз — и в дамки! Все очень просто. Единственный нюанс: агентству все это придумать — раз кофе попить всем креативным отделом. Другое дело — клиент. Придется думать над тем, как реализовывать то, что ему напозиционировали. А это уже миллионы. Хотя — не проблемы агентства.
Теперь о практическом применении. Позиционирование, безусловно, очень нужная вещь, но: история та же, что и с зарплатами бюджетников. «Давайте поднимем уровень заработной платы в 5 раз!» — отличная идея. Но за чей счет? Зачастую от позиционирования, разработанного агентствами, отказываются, потому как эффективная поддержка такого «имиджа» может быть слишком дорогой. Хотя опять же, с точки зрения агентства, это — пара страниц текста.
Теперь самое главное. Дело в том, что при разработке и названия, и визуального образа ни целевая аудитория, ни позиционирование не важны. А в большинстве случаев просто не нужны. Если мы говорим о разработке марки, то основная задача — максимально эффективно описать продукт — формой, цветом, фонотипом: Спозиционировать его и рассказать о нем, оперируя терминологией и образами целевой аудитории — задача рекламной кампании.
Спорно? Возможно. Достаточно редко марка создается отдельно от продукта (т. н. зон