* Всего материалов на сайте:3,116

Применение мерчендайзинга в киосках. Увеличиваем прибыльность торговых точек

07.05.10

Применение мерчендайзинга в киосках. Увеличиваем прибыльность торговых точекЗа хлебом и куревом

Екатерина Богачева, вице-президент по консалтингу в розничной торговле Русской школы маркетинга:

К розничным предприятиям малого формата мы относим продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, сети магазинов, розничные магазины типа «Бутик», «Спорт», овощные лавки, павильоны, киоски, лотки.

Рассмотрим подробнее продовольственные магазины.
В спальных районах наиболее востребованы малые формы современной торговли — ‘магазины у дома’ или ‘магазины за углом’, еще их называют конвиньенс (от англ. convenience store — удобный магазин), магазин шаговой доступности. Именно этот формат магазинов активно осваивают крупные продуктовые торговые сети эконом-класса («Копейка» и «Пятерочка»).

На Западе обычно convenience называют магазины с торговой площадью 50-100 кв. метров. Разновидностями конвиньенсов являются мини-супермаркеты при АЗС, предприятия с торговлей через прилавок.

На фоне глобализации форматов торговли страдают не только рынки, но и малый бизнес. Его удельный вес по сравнению с 2003 годом несколько сократился (на 0,9%), а доля крупных и средних предприятий продолжает увеличиваться: от 22,7% в январе — декабре 2003 года до 25,9% по итогам 2004-го. Однако такой дисбаланс заметили сети «Патэрсон» и «Седьмой континент». Помимо основного формата «супермаркет», они сделали ставку на небольшие магазины самообслуживания типа конвиньенс. Это один из самых перспективных форматов торговли. Он очень устойчив с точки зрения как бизнеса, так и востребованности покупателем. На мой взгляд, этот формат станет еще более востребованным в силу дефицита больших торговых площадей.

Торговая площадь магазина малого формата, как правило, ориентировочно колеблется в пределах 200-500 кв. метров. Ассортиментный перечень ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований.

Цены — средние или ниже средних. Форма обслуживания — самообслуживание или индивидуальная через прилавок.
Конвиньенс находится в «шаговой» доступности от жилых районов, до 10 минут пешком, и предназначен для повседневных покупок 3-5 раз в неделю. Магазины данного формата обычно ориентированы на все категории покупателей, проживающих в шаговой доступности от магазина, независимо от уровня дохода.

Кристина Удалова, руководитель проектов по мерчендайзингу Global Consulting:

Малый формат торговли- это небольшие магазины с узким ассортиментом. Площадь таких магазинов не превышает 300 кв. метров (если говорить о продуктовых). На такой небольшой площади даже не всегда организовывается самообслуживание. Сколько бы ни строилось вокруг гипермаркетов и супермаркетов, магазины у дома никогда себя не изживут. Во-первых, если человеку нужно купить хлеб и сигареты, он не пойдет до ближайшего супермаркета, даже если там супернизкие цены, а зайдет в первый попавшийся небольшой магазин. Это экономит время! Во-вторых, небольшой магазин около дома- он свой. Мы знаем там продавцов, ассортимент, даже можем влиять на ассортимент. Поэтому с небольшими магазинами людей часто связывают приятные эмоции, что немаловажно в торговле.

Тесно на полке

Особенности этих магазинов с точки зрения мерчендайзинга- это небольшие полочные пространства, которые также требуют эффективной организации.
Почти целиком, считают эксперты, успех такого магазина зависит от правильно подобранного ассортимента. Его должны составлять в первую очередь самые популярные и продаваемые товары. Конечно же, полочное пространство в таком магазине ограничено, и поэтому грамотно составить там ассортиментную матрицу будет нелегко.

Конвиньенс не рассчитан на большой поток покупателей, поэтому проходы между стеллажами значительно уже, чем в супермаркете, 0,9-1,4 метра, что несколько ограничивает использование POS-материалов, совместной выкладки, организацию палетной выкладки.

Небольшая площадь, небольшой ассортимент, небольшое количество персонала, небольшое количество посетителей дают возможность магазину делать обслуживание покупателей индивидуальным и оперативно реагировать на запросы и предпочтения покупателя в данном конкретном районе, чего не могут себе позволить крупные м

Похожие новости: