Уже ни для кого не секрет, что если в нашем мире и существует что-то бесплатное, то это реклама. Впрочем, бесплатен только сыр в мышеловке — за просмотр рекламы по телевизору, например, мы платим из своего собственного кармана. Пусть копейку, но платим. А на американских хайвэях запрещены стенды с изображением обнаженных женщин, потому что за просмотр такой рекламы мы рискуем поплатиться даже жизнью, приняв очередную красотку за дорожный указатель. Именно по этой причине в будущем может разгореться серьезная война между издателями и зрителями (читателями, слушателями, пользователями).
Телевидение, от которого зритель с каждым днем требует все большей интерактивности, уже твердо встало на путь слияния с Интернетом. А когда это действительно случится, рекламным агентствам придется ломать головы над способами защиты рекламы от несанкционированного удаления. Сейчас баннерная реклама довольно дешевая, да и вырезают ее специальными программами только продвинутые пользователи. С появлением интернет-телевидения, которое, по прогнозам некоторых аналитиков, со временем вытеснит обычное, офлайновое, борьба с рекламными роликами примет поистине массовый характер — ведь интерактивность вызовет у зрителя желание полностью подчинить себе контент, а издатели будут, как и прежде, предлагать единственный устраивающий их выход «Заплати и живи без рекламы!» Хорошо, хоть так. Продираясь сквозь городские рекламные заросли, мы и этой возможности не имеем.
Кроме того, после слияния Интернета и телевидения, в этом гибриде будут вращаться такие огромные суммы, что издатели и рекламные агентства не пожалеют любых средств на защиту своей рекламы. Утешает то, что России до этого еще очень и очень далеко, так что у нас будет время поучиться у Запада.
Сейчас же мы отстаем, и отстаем сильно. Из-за того, что пользователей Интернета еще очень мало, для офлайнового рекламодателя Интернет не очень привлекателен. По сути, всю Россию, кроме, естественно, Москвы и Санкт-Петербурга, можно избавить от необходимости наслаждаться баннерами и сделать это на государственном уровне — все равно толку никакого оттого, что, например, в каком-нибудь Уральске пара интернетчиков узнает о существовании в Москве магазинов SportMaster.
Но часто виноваты и сами рекламодатели, прежде всего в полном непонимании того, что такое Интернет и с чем его едят. Распространено, например, мнение, что весь Интернет — это единая рекламная площадка, а все, что в нем есть — реклама. Следуя этой мысли, рекламодатель создает свой сайт и считает дело сделанным, а Интернет со всей его аудиторией полностью исчерпанным. Зато теперь он может поставить адрес в Интернете на визитке — получится очень модно и современно. При этом часто сайты солидных компаний размещены на бесплатных серверах типа Narod.ru, что не вызывает у постоянных пользователей Интернета никаких положительных эмоций.
Впрочем, такой подход характерен больше для самодельных, доморощенных сайтов, которыми кишит Рунет. Обратившихся в рекламные агентства быстро выводят из этого заблуждения. Тут-то рекламодатель и задумывается: а зачем ему это нужно. Потому что Интернет оказывается не одной рекламной площадкой, а целой страной, в котором можно построить город, в котором можно построить дом и снять/купить/сдать/продать квартиру. Желание поиграть в эти виртуальные игры возникает не у всех.
Но главное — не бояться. Ведь, в конце концов, все очень просто. Интернет — это медиа со своей реально достижимой и при этом прекрасно сегментируемой аудиторией, на которую, при наличии соответствующего УТП, можно направить рекламное послание. И куда бы дальше не пошел Интернет, как бы ни стал развиваться, аудитория его будет только увеличиваться. А рекламу, во всех ее проявлениях, как не любили, так и не будут любить. И вырезать ее всеми возможными методами, которые электронные СМИ именно в силу своей «электронности» сами будут предоставлять пользователю. Поэтому, надо полагать, бумажные СМИ, равно как и наружная реклама, никуда не денутся и будут существовать как прежде, а вот Интернету, телевидению и, возможно, радио придется изобретать новые рекламные технологии, более хитрые и незаметные. И, как следствие, все чаще мы будем, сами того не замечая, сталкиваться со скрытой рекламой.