В поисках возможности открыть свой бизнес с гипотетическими 2-3 млн руб. в кармане корреспондент «Денег» попытался войти на молодой, но перспективный рынок франшиз одежных брендов. Выяснилось, что даже успешные марки готовы бесплатно отдать свое имя, да еще и обучить новичка продажам. Однако главное даже не раскрученность бренда, а стабильность поставок товара
Ватага клонов
«Деньги ваши, опыт наш» — так заманивают начинающих предпринимателей продавцы франшиз. Если у одного дело идет успешно, почему бы другому не клонировать его опыт? Например, мне, у которого опыта в торговле нет. Вроде бы сейчас самое время заходить на рынок, пока арендодатели не до конца поняли, закончился ли кризис, и еще идут на уступки арендаторам.
«Взгляните на опыт Франции,- говорит Нина Семина, руководитель департамента развития франчайзинга портала Deloshop.ru.- Там оборот франчайзинговых сетей составил в 2009 году 41 млрд. ево. На российском рынке, понятно, цифры несравнимые, но франчайзинг развивается: предлагается порядка 750 различных франшиз, правда, половина из них лишь декларируемые, то есть покупать на самом деле там нечего».
Одних только интернет-магазинов, торгующих франшизами, можно найти пару десятков. «Наш сайт — электронный каталог франшиз,- поясняет суть своей деятельности Нина Семина.- Тем, кто предлагает свои франшизы, он нужен как рекламная площадка. К услугам интернет-каталогов вроде нашего прибегают не все — известные бренды в основном продают франшизы самостоятельно».
Предложения кажутся заманчивыми: франчайзеры в основной своей массе готовы сделать за меня почти всю работу: разработать проект магазина, поставить оборудование, подобрать ассортимент, обучить персонал. Почти все бесплатно. Мне остается только получать прибыль.
Это и настораживает, признался я своей знакомой Елене Комковой, профессиональному консультанту в области розничной торговли. К ней я обратился потому, что компания Retail training group, в которой она работает, франшизами не торгует. Елена Комкова развеяла мои сомнения: плюс франшизы в том, что вы вкладываете свои 2-3 млн руб. и развиваете понятную концепцию, которая мало зависит от внешних рисков.
Конечно, франшиза стоит денег, плата за нее называется паушальным взносом. По словам Нины Семиной, общеевропейская практика — назначать взнос примерно в пределах 10% всех инвестиций в открываемое дело. Паушальные взносы платятся один раз, при заключении договора, в отличие от роялти, которые определяются как процент от прибыли бизнеса уже в ходе его работы. Каждый франчайзер по-своему определяет схему оплаты своей интеллектуальной собственности, то есть товарного знака и технологий.
Паушальные послабления
Sela, Finn Flaire, Твое, Oggi, Springfield, Pepe Jeans и еще несколько десятков брендов, часто встречающихся посетителям торговых центров,- все они готовы предложить свою франшизу. «В области торговли продается больше всего франшиз,- поясняет Нина Семина.- Производство во франчайзинге представлено очень слабо. В последний год лучше стали продаваться предложения из сферы услуг, например клиники шаговой доступности или экспресс-химчистки — и то и другое требует инвестиций в размере около $150 тыс.- или общепит с вложениями около 6 млн руб. В торговле есть предложения гораздо дешевле. Например, вложения в магазин бижутерии будут около 1 млн руб., одежды — от 3 млн руб., обуви — 4,5-6 млн руб.»
Мне одежда как-то ближе к телу. Вот, например, компания «Джинсовая симфония» предлагает открыть по франшизе магазин, торгующий парой десятков брендов, таких как Diesel, Lee, Levis или Pepe Jeans. Привлекает, что паушальных взносов компания не требует, как и роялти,- видимо, заинтересована в новых франчайзи. Каждый из них — это дополнительный рынок сбыта. «На российском рынке франшиз магазинов взносов и роялти почти не берут,- поясняет Нина Семина из Deloshop.ru.- Но есть скрытые роялти, они включены в оптовую цену товара».
По словам начальника отдела франчайзинга «Джинсовой симфонии» Дмитрия Преображенского, сначала с меня возьмут деньги за разработку дизайн-проекта моего магазина, и то всего 1 тыс. евро. «Это нужно, скорее чтобы отсеять несерьезных клиентов, которые могут отказаться от сотрудничества, когда мы уже начали работу»,- объясняет Преображенский.
Впрочем, чтобы разрабатывать проект, нужно иметь помещение, которого у меня пока нет. Дмитрий говорит, что выбрать подходящий торговый ц