В то же время, вполне уместно использовать персонаж школьного возраста при рекламе компьютеров: ребенок иногда лучше взрослого пользуется техникой. Конечно, опять же в соответствии с требованиями закона, в этой рекламе не должны содержаться идеи, дискредитирующие других детей, которые не являются счастливыми обладателями товара и, скажем, поэтому учатся из рук вон плохо. Не следует и убеждать потребителя рекламы, что компьютер стоит ‘всего-то’ какую-то сумму денег, поскольку это прямо запрещено законом ‘О рекламе’.
Кроме того, защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы осуществляется не только запретами, содержащимися в 20 статье закона ‘О рекламе’. В других статьях закона также содержатся требования, соблюдение которых позволяется оградить несовершеннолетних от негативного воздействия. Так, Статья 11, запрещает прерывание рекламой и совмещение с рекламой, включая рекламу в виде наложений, в том числе способом ‘бегущей строки’, в детские передачи в радио- и телепрограммах. Согласно п. 1 ст. 16 Закона ‘О рекламе’ реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних. Что касается рекламы отдельных видов товаров, то рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий запрещено распространять в радио- и телепрограммах, в процессе кино- и видеообслуживании, а также в печатных изданиях для несовершеннолетних, в детских и учебных организациях и ближе 100 метров от них.
В целях защиты несовершеннолетних ограничено время распространения рекламы некоторых товаров. Пункт 1 ст. 16 Закона ‘О рекламе’ запрещает распространять рекламу табака и табачных изделий в радиопередачах с 7 часов утра до 22 часов местного времени, а согласно п. 3 той же статьи, рекламу разрешенного гражданского оружия разрешено распространять в радио- и телепрограммах и по компьютерной сети только после 22 часов местного времени.
Кроме того, статья 8 Закона ‘О рекламе’ раскрывает понятие неэтичной рекламы, в частности, рекламу, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении возрастных групп, в том числе в отношении несовершеннолетних. Неэтичная реклама запрещена .
Помимо требований закона ‘О рекламе’, существуют еще и нормы, также направленные на защиту несовершеннолетних, содержащиеся в законе ‘Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации’. Статья 14 указанного закона называется ‘Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию’ и также направлена на органичение внешнего информационного воздействия.
Согласно п.1. этой статьи органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Собственно говоря, по смыслу указанные требования перекликаются с содержанием закона ‘О рекламе’.
Пункт 2 ст. 14 закона ‘Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации’ устанавливает, что в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 статьи 14 до достижения им возраста 16 лет.
Совершенно обоснован и пункт 3 указанной статьи, где сказано, что в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогиче
ская, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.