Реклама, каким бы парадоксальным не показалось данное утверждение, возникла еще в античности. В Древней Греции существовала профессия глашатая, который обычно выкрикивал различные объявления в местах большого скопления людей. Существовал даже специальный институт глашатаев — вроде современного государственного подразделения. Глашатай — не просто профессия в античности, это государственная должность. При раскопках Крито — Микенской культуры были найдены таблички, в которых были перечислены государственные должности. В табличке была отмечена и профессия глашатая. Археологи определили, что находка относится к 14 веку до нашей эры. Выходит, что глашатаи — прародители современных рекламщиков, существовали в глубокой древности. Значит, и сама реклама имеет столь древние корни.
Глашатаи занимались тем, что информировали большое количество людей путем выкрикивания различных объявления, указов, сообщений рекламного характера. К примеру, жителям древнего города предлагалось придти в определенное время к определенному месту, там могло состояться собрание, массовая торговля, представление городского театра и т.д. Часто глашатаи информировали людей и новых государственных распоряжениях, указах и т.д. Но все чаще под видом государственных указов произносились политические призывы и компроматы, что мы назвали бы агитацией, пропагандой и другими современными методами политического пиара.
Но чаще всего глашатаи доводили до населения общезначимую информацию: о чествовании прославленных полководцев, о прибывающих в город посольствах, об очередной раздаче продовольствия или планирующейся театральной постановке.
Целью объявлений не всегда было простое информирование, иногда глашатаями произносились политические призывы и разъяснялись убеждения тогдашних политиков. Это уже даже не реклама, а скорее PR. Но такие сообщения произносились не слишком часто, в основном до людей доносилась информация о грядущем церковном представлении, о раздаче хлеба, о намечающемся чествовании известных людей и т.д. Конечно, такая информация тесно переплеталась с рекламой.
В античности преобладала устная форма духовной жизнедеятельности, все мы помним о знаменитых ораторах Демосфене и Цицероне. Письменность была развита меньше, поскольку бумаги еще не было, а писать на глиняных дощечках было очень дорогим занятием. Поэтому преимущественная форма распространения рекламы- устная. Это можно подтвердить преобладанием устных текстов рекламного характера. Помимо глашатаев, устной рекламой занимались торговцы на базарах, которым нужно было продать товар. Очень быстро они сообразили, что если начать громко зазывать покупателей, рассказывая о свойствах своих товаров, можно быстро увеличить выручку.
Устные выкрики торговцев постепенно выделилась в отдельную форму рекламы. Эта область обычно включала в себя:
- громкие выкрики торговцев на рынках и базарах
- призывы разносчиков, распространителей и посредников в оказании различных услуг
Однако просто речь — не единственный рекламный ход тогдашних предпринимателей. В арсенал рекламных средств обычно входили, как сейчас сказали бы, невербальные средства коммуникации — мимика, жесты, интонация и т.д. Важной была организация эффектного действия в подходящее время и в нужном месте.
Реклама в средневековье
Средние века начинаются от 476 года, именно в это время Рим был завоеван варварами. Началось разрушение некогда могучей Римской империи. Данное время характеризуется помимо прочего ростом торговых отношений внутри стран и между государствами, поэтому в данное время широко используется реклама. В период раннего средневековья рекламы практически не было (по крайней мере, да нас не дошли рекламные сообщения этого времени). Зато после 10 века реклама начала процветать. Формы рекламных сообщений были различны — как устные, так и письменные формы. К примеру, активно заимствовался опыт античности — уже знакомые нам глашатаи продолжили свое существование и в средние века. Они выкрикивали на улице, в местах большого скопления людей, различную информацию рекламного характера. Но нельзя сказать, что средневековая реклама ограничивалась только устными текстами. Активно использовалось мастерство художников, скульпторов, граверов. Стены всевозможных зданий расписывались различными рисунками на актуальные темы. Такие рисунки — прообраз современного политичес
кого плаката.
К примеру, накануне народного восстания в Риме, которое организовал Коал ди Риенцо, на городских стенах появились картины, на которых были нарисованы сцены надвигающегося апокалипсиса. Такие картины способствовали народному недовольству, приближали общественный надрыв и накал страстей. Когда же власть была захвачена, Риенцо приказал убрать старые изображения, и нарисовать новые, олицетворяющие светлое будущее римского народа.
Большой популярностью пользовалось в средневековой Европе искусство гравюры. Это был рисунок, вырезанный на дереве или камне. Реклама стала обретать все новые формы и выражения. С изобретением бумаги стали выпускаться всевозможные листовки, плакаты, настенные объявления и т.д.
Реклама в России 17-18х веках
О рекламе в России можно вести речь лишь с 1703 года (в этом году начала выходить первая русская газета, которую стал издавать Петр I — Ведомости). Там, помимо государственной информации, со временем стали помещаться объявления рекламного характера, правда, это была не коммерческая, а скорее, государственная реклама.
Популярны были и народные картинки — лубки. Они впервые упоминаются в 17 веке. В то время в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович забавлялся этими картинками и передал свою склонность своим детям. В основе таких картинок лежала ксилография — то есть гравюра на дереве. На таких листах изображались картины из басен и сказок, но со временем их содержание стало расширяться. Лубки стали появляться в каждом доме. Это был прорыв массовой культуры в быт каждого горожанина. Шло время, развивалась экономика, и лубки стали использоваться для коммерческой рекламы.