Спам (англ. spam) — массовая рассылка рекламных, коммерческих, политический объявлений в подавляющем большинстве отправляемых по электронной почте без согласия на это получателя. Спам — непрошеное рекламное сообщение, сетевой мусор, мусорная почта, рассылаемые по электронной почте в личные почтовые ящики или телеконференции.
Происхождение термина SPAM
Слово SPAM первоначально появилось в 1936 году и имело мало общего с рекламной деятельностью. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и являлось товарным брендом компании Hormel Foods, специализирующейся на производстве консервов.
Обозначением ‘паразитной’ рекламы термин SPAM стал благодаря знаменитому скетчу с одноимённым названием из известного шоу ‘Летающий цирк Монти Пайтона’ в 1969 году. Первая рекламная акция с привлечением ‘спама’ произошла в Америке после окончания Второй мировой войны, когда осталось огромное количество запасов консервов ‘SPAM’. С целью продать залежалый товар компания Hormel Foods провела единственную в своем роде рекламную компанию. Слово ‘SPAM’ бросалось в глаза на каждом шагу, было распространено множество рекламных листовок и буклетов, ‘SPAM’-ом были заполнены прилавки дешевых магазинов.
Применительно к Интернет рекламе термин ‘спам’ стал употребляться в 1986 году благодаря другому находчивому предпринимателю Дэйву Родесу. При проведении рекламы в сети Usenet он стал отправлять множество писем с рекламой новой финансовой пирамиды. Заголовок письма гласил: ‘Заработай много денег’ в письме давались подробные инструкции как это сделать. Автор письма с завидным упорством продолжал дублировать свои письма, все это привело к аналогии его рекламной акции с рекламной компанией ‘SPAM’. В России первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем был отмечен 19 августа 1991 года: во время августовского путча. Руководитель компании ‘РЕЛКОМ’ Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.
Тематический СПАМ
В русскоязычном сегменте Интернета 85,3% всего почтового трафика составляет спам сообщения. Пик активности спама выпадает на новогодние праздники. Тематическое распределение спама в новогодние праздники имеет свою специфику. На первые места вышли преимущественно англоязычные рубрики ‘Компьютерное мошенничество’ (+6,4%), ‘Медикаменты; товары/услуги для здоровья’ (+7,8%) и ‘Реплики элитных товаров’ (+5,5%), ‘Компьютеры и Интернет’ (+4,7%). Большинство таких писем распространяются через ботнеты без участия человека. Не считая в основном русскоязычной рубрики ‘Спам «для взрослых»‘ (+7,9%), русскоязычного спама было намного меньше, чем обычно. Уменьшились доли тематик ‘Другие товары и услуги’ (-6,6%), ‘Образование’ (-9,2%), ‘Отдых и путешествия’ (-14,3%), ‘Недвижимость’ (-2,4%).