Портфельный анализ — это инструмент сравнительного анализа стратегических бизнес-единиц компании для определения их относительной приоритетности при распределении инвестиционных ресурсов, а также получения в первом приближении типовых стратегических рекомендаций. Портфельный анализ является важным этапом разработки маркетинговой стратегии.
Суть портфельного анализа заключается в том, что компания рассматривается как совокупность стратегических бизнес-единиц, каждая из которых относительно самостоятельна. Цель портфельного анализа — согласование стратегий и наиболее эффективное использование имеющихся инвестиционных ресурсов с точки зрения достижения устойчивого положения компании в целом и роста финансовых результатов.
Для наиболее эффективного распределения инвестиционных ресурсов между стратегическими бизнес-единицами, необходимо оценить потенциальную рентабельность, риски и стратегические перспективы развития каждой из них. В общем случае портфельный анализ построен на правиле, что чем выше потенциал развития бизнес-единицы (рост продаж и прибыли) и чем ниже риски — тем выгоднее для компании в целом инвестирование в развитие этой бизнес-единицы. Инвестиционные ресурсы при этом могут быть как внешние, так и внутренние (прибыль других бизнес-единиц).
Основные принципы формирования оптимального портфеля:
диверсифицированность портфеля по рискам;
диверсифицированность портфеля по стадиям жизненного цикла объектов;
диверсифицированность портфеля по объектам инвестирования и донорам.
Также следует отметить, что портфельный анализ помогает избегать «унификационного» подхода к развитию этих бизнес-единиц при разработке корпоративных стратегий. Для каждой бизнес-единицы обозначаются самостоятельные приоритеты и цели, соответствующие ее положению на рынке и роли в портфеле.
Матричные методы портфельного анализа
Наиболее распространенным методами портфельного анализа являются матричные методы. Матрицы для портфельного анализа обычно являются двумерными таблицами (нам известна лишь одна трехмерная матрица стратегического анализа — вариация матрицы Ансофа), где по осям откладываются пограничные значения рассматриваемых факторов (важное условие: между факторами не должно быть строгой функциональной зависимости. Квадранты образуются пересечением пограничных значений обоих факторов. Попадание бизнес-единиц в тот или иной квадрант означает применимость к ним типовых стратегических рекомендаций.
Наиболее известные матрицы для портфельного анализа:
Матрица БКГ (BCG) — Анализ темпов роста и доли рынка
Матрица МКК (MCC) — Анализ соответствия бизнеса миссии предприятия и его ключевым компетенциям
Матрица GE/McKinsey — Анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса
Матрица Shell — Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности
Матрица Ансофа — Анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам
Матрица ADL — Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке
Этапы портфельного анализа
Определение стратегических бизнес-единиц компании.
Выбор матричного метода анализа (см. выше).
Сбор необходимой для построения матрицы информации.
Такой информацией может быть:
— состояние и тенденции развития отраслей, в которых работают бизнес-единицы;
— конкурентоспособность бизнесов;
— доля бизнес-единиц на их рынках;
— стадии жизненного цикла продуктов и отраслей;
— и т.п.
Построение выбранных матриц портфельного анализа.
На базе типовых рекомендаций выбранного метода матричного анализа разрабатываются общие стратегии для бизнес-единиц.
Материал любезно предоставлен порталом http://marketopedia.ru