На войне все способы хороши. Для многих компаний или предпринимателей (в частном случае) подобная тактика служит своеобразным стимулом к действию. Действительно, к чему бесконечные правила, если финальное слово всегда за везением и напором? Руководители, которые польстились на подобную импровизированную тактику, редко могут похвастаться долговременным успехом. В один момент удача может отвернуться от вас и оставить тет-а-тет с сухим планированием.… А его-то и нет. Нет и внутренней дисциплины, и маломальских этических установок, и стратегии как таковой тоже. Почему на собственном примере часто не удаётся прорваться сквозь строй конкурентов, хотя порой принципы продаж используются практически одинаковые?
Заразившись желанием продвигать товар нечестными путями, компании нередко забывают об эффекте волн: занимаясь рекламой открыто, владельцам бояться нечего – всё чисто и справедливо. А вот когда они принимаются хитрить, чувство какого-то подвоха со стороны преследует прямо-таки неизменно. Особенно щепетильная ситуация возникает, когда нарушается закон. Несмотря на более тяжкие последствия от такого риска, удачный маркетинг разом покрывает все страхи. Впрочем, многие участники рынка стараются по возможности игнорировать общие правила приличия, вспоминая иное правило: проявишь слабину – проиграешь. Конкуренты, умело скрывающие собственные махинации, с лёгкой руки уличат своих противников в несправедливой игре перед самыми впечатлительными зрителями — клиентами.
Враждебные отношения между участниками конкретной сферы с одной стороны могут служить стимулом для эффективной работы, с другой – тянуть её ко дну. Полностью игнорировать политику противников не всегда получается, тем более, когда вызывающие действия направлены именно на привлечение внимания потенциальных покупателей. Те способы, которые использованы для достижения результата, первое время (а порою и вообще всегда) остаются на заднем плане, пока клиенты заняты изучением полученной рекламы. Люди не больно вникают в настойчивые попытки достучаться до них: они видят конечный результат и оценивают только его, что и влияет на уровень продаж.
Но полнейшим равнодушием потребители тоже не обладают. Поэтому корпоративную этику относительно маркетинга стоит разделить буквально на две части: для клиентов оставить учтивость и открытую тактику, в то время когда конкурентам уметь показать острые зубы при необходимости. Понятия о «добре» и «зле» у каждого разные, что и порождает совершенно неравномерные условия работы. Подведя именно свою команду под единую планку культуры, вы можете не опасаться насчёт того, что имидж фирмы в определённый момент даст трещину.